Культурная дуэль: Коненков и античность
Дуэлянты — это соперники. Везде, но не на нашем портале. Мы вызываем творческих гениев на дуэль, чтобы… любоваться!
Ника Самофракийская (ок. 190–180 годов до н. э.) — один из шедевров древнегреческого искусства эпохи эллинизма. Ее автор — скульптор Пифокрит с острова Родос — создал одну из прекраснейших статуй в истории человечества. В лучших традициях эллинизма работа Пифокрита демонстрирует напряженную эмоциональность и страстную патетику. Крылатая богиня победы полна стремительности: она летит вперед, преодолевая яростный ветер и морские брызги. Живой и подвижный образ богини передается через ее фигуру, полную динамики: она не статична, тело и правая нога поданы чуть вперед, а взмах крыльев и хитон, который под порывом встречного ветра облегает ее тело, добавляют образу дополнительной динамики. Пифокрит изобразил богиню победы в самый напряженный для воинов момент: исход битвы еще не решен, но развязка уже близка, когда из морской пены является сама Ника Самофракийская, чтобы объявить победителя.
«Крылатая» (1913) — одна из работ русского скульптора Сергея Коненкова, созданная под впечатлением от путешествия в Грецию. «Крылатая» — это не только воспоминание об античности, это собирательный образ, воспевающий красоту тела и красоту мира. Фигура вырезана из дерева — материала, который Коненков очень любил и очень хорошо чувствовал. К тому же это самый «русский» материал из всех и, в отличие от холодного мрамора, теплый, что для скульптора было очень важно. Его «Крылатая» кажется родной и близкой, и одновременно она полна таинственности: мы так до конца и не понимаем, кто эта богиня, да и богиня ли она… Ее тело также напоминает образы древнегреческих Афродит — с той лишь разницей, что движение и пластика, заложенные в фигуре, чувственный изгиб тела скорее говорят о роденовской школе. Ведь неспроста Сергея Коненкова называли еще и «русским Роденом».