Между нами, девочками

Между нами, девочками

Улыбки и хмурые брови. Праздное любопытство и серьезный взгляд. Девочки на картинах, как и в жизни, — такие разные, как и сама их жизнь. О чем могли бы пошептаться маленькие героини с портретов? Что рассказать о своей жизни друг другу? Прислушивалась Наталья Летникова.

Сидя на жердочке, словно стрекоза

Между нами, девочками

Илья Репин. Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника. 1884. ГТГ

Верочка Репина. Илья Ефимович в родных Пенатах — на даче неподалеку от Санкт-Петербурга, часто любовался жизнерадостной девочкой, и этот портрет из серии «для себя». На картине забавная и шаловливая, задорная и непоседливая — «девица французской веселости», как называл художник дочку. Уже став барышней, Вера служила в Александринском театре, пожила в Пенатах и уехала в Хельсинки. Но это — в будущем, а в 1884 году так весело сидеть на солнышке и купаться в его лучах и в счастье.

Маленькая сеньорита под палящим солнцем

Между нами, девочками

Евграф Сорокин. Нищая девочка-испанка. 1852. ГТГ

Нищая девочка-испанка. Робко протягивает ладошку в ожидании монеты от изысканной дамы. Блестящий атлас, черные кружева, белая перчатка. Яркая юбка, белая блуза, но почти босые ноги. Благополучие и обездоленность. От теплых красок не становится теплее, и даже красота южного города уходит на второй план. Евграф Сорокин увидел эту картину во время путешествия по Испании. Художник писал исторические и религиозные полотна, но большая печаль маленькой девочки так и просилась на холст.

Воплощение детской безмятежности

Между нами, девочками

Иван Макаров. Портрет Варвары Львовой ребенком. 1867. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Словно репетиция к приему гостей. Только хозяйке едва исполнилось… три. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Что поделать — дворянские корни. Положение обязывает. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. Помогала бедным, открывала воскресные школы, общества попечения о молодых девицах, жертвовала деньги на основание Дарвиновского музея. Но все это позже. А пока… «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять?» До светской жизни еще расти и расти.

Сама любознательность и любопытство

Между нами, девочками

Борис Кустодиев. У окна. Портрет Ирины Кустодиевой. 1910. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

У окна — Ирина Кустодиева. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. Тем более папа сам как большой ребенок, верит, что красота способна спасти мир, и картины его — сплошной праздник. Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре… часа. И останавливаться не собирался. А девичья жизнь идет, и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном! Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Один из тех редких портретов, когда чтобы понять характер, глаза видеть совсем необязательно.

Босоногие, веселые в ярких сарафанах и платках

Между нами, девочками

Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Подружки. Сидя на плетне, да с подсолнухом. Деревенские девчонки, с которых хоть матрешек пиши. Картинка из сельской жизни вызывала улыбку не только в России. Сто лет назад картины Федора Сычкова охотно покупали в парижских салонах. Родился художник в Пензенской губернии, в крестьянской семье, был самоучкой и даже, отучившись в Петербурге, вернулся на родину. Чтобы писать девичьи улыбки, полевые цветы, сельские будни и праздники — на которых девочки заводят свой первый хоровод.

Дочь советской Киргизии

Между нами, девочками

Семен Чуйков. Дочь советской Киргизии. 1948. ГТГ

Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева. Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Бродил с самодельным фанерным ящиком с красками по горам и наблюдал кочевой народ с детства. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. «Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке.

Девочка во время зарядки у открытого окна

Между нами, девочками

Татьяна Яблонская. Утро. 1954. ГТГ

Утро. Жизнерадостный сюжет. Картина Татьяны Яблонской стала негласным гимном молодости. Репродукцию напечатал журнал «Огонек» и учебник «Родная речь». Школьники по «Утру» писали сочинения, а казахский мальчик Арсен Бейсембинов повесил репродукцию на стену и мечтал. Он мечтал учиться рисовать. В Художественно-промышленной академии познакомился с девочкой — Леной Яблонской, с той самой картины. Арсен и Лена поженились, и сочинение по картине прабабушки писали уже их дети — девочки.


Обсуждение закрыто.