Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея

О чем рассказывает необычная картина Татьяны Глебовой и Алисы Порет и кто на ней изображен.

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея. Галерея 1

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея. Галерея 1

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея. Галерея 1

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

В коллекции Ярославского художественного музея есть удивительная работа: документальное свидетельство того, как жили люди творческих профессий в 1920–30-х годах. Этому пестрому, насыщенному героями полотну авторства Татьяны Глебовой и Алисы Порет посвящен и спецпроект — победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Рассмотрим картину и узнаем, какие истории в ней скрыты.

Ученица Петрова-Водкина и Павла Филонова, художница Алиса Порет входила в объединение Мастеров аналитического искусства, задачей которого было показывать социальную жизнь отдельно взятого человека. Вместе с другими последователями Филонова художница работала над оформлением ленинградского Дома печати. В том числе вместе с Татьяной Глебовой она написала двухчастное панно «Нищие и беспризорники / Тюрьма». В конце 1920-х художницы стали работать вместе над иллюстрациями к книгам — они создавали оформление для сборников Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. Вместе Порет и Глебова проработали до 1934 года и наиболее значительным их совместным детищем стало полотно «Дом в разрезе».

Его нашли почти случайно — разбирая другие работы Татьяны Глебовой. Большое полотно было разрезано на несколько частей, обнаруженные три показывали, что нижняя часть утеряна. Дом, на нем изображенный, — не придумка художниц, а самый что ни на есть настоящий, расположенный неподалеку от Сенной площади. Здесь, в квартире Алисы Порет, в 1920–30-е годы собиралась творческая богема города: сюда захаживали Даниил Хармс, Александр Введенский, Михаил Зощенко, Борис Житков, Евгений Шварц, Самуил Маршак, Мария Юдина, Владимир Софроницкий, Иван Соллертинский и многие другие.

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея

Все люди, изображенные на картине, — реальны. Павел Филонов писал, что «Дом» «представляет чуть не все квартиры… и характеристику их жильцов, живущих как в норах». Музицирует пианистка Мария Юдина. А вот сестры-художницы Алфераки — Мария и Магна — одна играет на кастаньетах, а другая возлежит с кошками. Тут же вздымает руку в дирижерском жесте сам Филонов. За обедом в кругу семьи запечатлены на картине сестра Глебовой, Тамара, и ее муж Александр Авербах в пестром зеленом халате. Тут же — и собака Алисы Порет, Хокусава. А в левом верхнем углу изображены парочки, сидящие на лавках в парке: вид на Юсуповский сад открывался из окон дома Порет.

Удивительно, что картина, столь полная жизни и столь важная для истории российского искусства, практически не выставлялась: публике ее представили лишь в 2003 году. Сейчас же она стала больше, чем художественным произведением, — путеводителем. Рассматривая ее, можно отправиться в путешествие: перенестись из современного Санкт-Петербурга в Ленинград 1920-х, окунуться в бурную художественную жизнь того времени с ее музыкой, новаторскими идеями в живописи и литературе, прочувствовать, как творится история современного искусства.

В коллекции Ярославского художественного музея — около 80 тысяч произведений изобразительного искусства: от древнерусских икон до классиков XIX века Брюллова, Репина, Саврасова, Шишкина, Левитана, а также работ художников-авангардистов и даже живописной анимации лауреата премии «Оскар» Александра Петрова.

Приглашаем совершить виртуальный тур по музею.

Подготовила Анна Попова


Обсуждение закрыто.