«Музеон»: Пластика места
Москвичам и гостям столицы «Музеон» известен как необычный парк, где можно не просто прогуляться по тенистым аллеям, но и посмотреть на скульптуры — произведения именитых мастеров. Однако он не всегда был точкой сосредоточения искусства. О его становлении порталу «Культура.РФ» рассказала начальник музейно-выставочного подразделения парка имени Горького и куратор выставки «Музеон: Пластика места» Ксения Владимирова.
Местность и ландшафт
В начале XIX века на месте «Музеона» не было ничего, кроме лугов и полей. Жизнь забурлила здесь в 1836 году, когда там, где сейчас установлен памятник Петру I, появилась Бабьегородская плотина. Это имя она получила по названию окружавшей ее местности — Бабьему городку, а та, в свою очередь, унаследовала его от подвесных молотов-баб, которыми укреплялись берега низины. Плотину возвели, чтобы повысить уровень воды и дать возможность крупным торговым судам без препятствий проходить этот участок Москвы-реки. Работала она, правда, не постоянно: после ее установки вода поднялась почти до трех метров, что привело к затоплению Крымского брода. Плотину то собирали, то разбирали и в итоге полностью ликвидировали в 1937-м, после постройки канала имени Москвы.
Рябушинские и Третьяковы
С «Музеоном» связана биография двух купеческих династий. В 1846 году семья Рябушинских основала в Бабьем городке ткацкую фабрику, которая постепенно обрастала домиками рабочих и подсобными помещениями: они располагались как раз на территории современного парка.
В глубине «Музеона», в стороне Мароновского переулка, есть небольшой старый дом — в 1830-х годах там родились братья Павел и Сергей Третьяковы, основатели знаменитой галереи русского искусства. Она по счастливой случайности находится сейчас здесь же. Историческое здание долгое время было заброшено и находилось в плачевном состоянии. Недавно его наконец передали Третьяковской галерее: после реконструкции здесь обещают построить музей.
Набережные и легендарный мост
«Музеон» — зеленые легкие Москвы: здесь растет больше восьми тысяч деревьев и кустарников. Традиция облагораживать территорию набережных появилась не пару лет назад, а еще в прошлом столетии.
В 1923 году на территории парка Горького проходила Всероссийская сельскохозяйственная выставка, которая захватила и часть пространства «Музеона». На Крымской набережной располагались иностранные павильоны. Оформление выставочного комплекса — дело рук лучших архитекторов страны. Один из них — автор генерального плана Иван Жолтовский — озеленил все набережные Москвы-реки: от «Музеона» до Лужников.
«Парадный вход» в парк Горького и «Музеон» — это легендарный Крымский мост. Он открылся в 1938 году в процессе сталинской реконструкции Москвы и стал первым вантовым мостом в СССР. До его строительства здесь тоже был мост — конечно, не такой красивый и грандиозный. По нему курсировали трамваи, а сам он был расположен чуть ближе к «Музеону», нежели его современный потомок.
Парк искусств под открытым небом
В 1956 году на территории «Музеона» стартовала большая стройка: здесь начали возводить масштабное здание для выставок Союза художников СССР и Третьяковской галереи, которой не хватало пространства для хранения фондов. Очень необычный проект для своего времени выполнил большой авторский коллектив: архитекторы Юрий Шевердяев, Николай Сукоян и другие. Естественное освещение в здании преобладало над искусственным — это позволяло гостям увидеть картину без светового искажения.
Коллекция скульптур «Музеона» стала формироваться 25 лет назад. Все началось с легендарного памятника Феликсу Дзержинскому, который в 1991 году демонтировали с Лубянки. С монументом не церемонились: перевезли и бросили в первом попавшемся месте. Точно так же поступили и с каменными фигурами других вождей и некогда культовых политических фигур: Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Якова Свердлова. Это хаотичное собрание каменных работ решили упорядочить в 1992 году, когда «Музеон» официально стал музеем скульптур под открытым небом.
Директором назначили Михаила Пукему: именно при нем стали проводиться вернисажи на Крымской набережной. Под его же руководством в «Музеоне» проходили творческие симпозиумы, похожие на реалити-шоу. В парк приезжала группа скульпторов, которой выдавали инструменты и все материалы для работы. Авторы несколько дней в прямом смысле жили и творили под открытым небом, а посетители могли наблюдать за процессом и даже помогать. Многие работы, созданные во время симпозиумов, стали частью коллекции «Музеона».
Сейчас здесь находится 760 скульптур, треть из них — «головы» Евгения Чубарова. Это жертвы сталинских репрессий: 283 каменных лика за колючей проволокой, символ тысяч загубленных в периоды раскулачивания и репрессий. Среди авторов «Музеона» много и других известных на всю страну мастеров. Например, напротив ГТГ–ЦДХ стоит «Часовой» известного советского скульптора Леонида Шервуда.
Сегодня «Музеон» перестал быть статичным музеем под открытым небом. Это площадка для проведения фестивалей, выставок, концертов, лекций, спортивных занятий. И конечно, живописное место в самом центре Москвы, где можно отдохнуть от городской суеты.