Настроение ноября. «Унылая пора…»
Тот самый момент, когда вместе с порывами холодного ветра и густым туманом рассеивается всё «очей очарованье». Уныло в эту пору было всегда, хотя кажется, что именно нам не везет… Поздняя осень. За окном — и на полотнах русских художников. Вглядывалась в хмурые краски осени Наталья Летникова.
Мрачное небо, неказистые деревья, охра, щедро приправленная серым. Для кого — депрессивный пейзаж, а для художника — источник вдохновения. Заехав как-то к другу в Тверскую губернию, Валентин Серов написал «Осенний вечер. Домотканово». Пейзаж, который можно увидеть в Третьяковской галерее или… на любой опушке средней полосы.
Аллея парка и одинокий силуэт. Люди на картинах Исаака Левитана — редкость. Полотно «Осенний день. Сокольники» как раз такой случай. Своим появлением дама в черном обязана брату Чехова — Николаю Павловичу. Именно он — друг Левитана по училищу живописи — написал эту фигурку, добавив в осенний пейзаж романтическую нотку.
Осенняя деревня. Аполлинарий Васнецов, младший брат художника Виктора Васнецова, вырос в местечке Рябово под Вяткой. Здесь учился рисовать у ссыльного польского художника Андриолли. И даже перебравшись в Петербург, переносил на холст красоты Уральского края. «Вид из окна столовой. Рябово». Из окна… осенью — особенно уютно.
Лесная чаща навевает сумрачные мысли. А если с ней связана таинственная история — так и просится на холст. «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Алексей Саврасов перенес на полотно, казалось бы, обычный холм, но сотни лет назад, по легенде, здесь было языческое кладбище, а потом — церковь, которая якобы ушла под землю.
Мрачное небо, неказистые деревья, охра, щедро приправленная… солнечно-желтым. И самый хмурый ноябрь становится светлее. Сейчас, как и сто лет назад, — на картине Станислава Жуковского «Брошенная терраса». «Певец дворянских гнезд» увидел позднюю осень вовсе не угрюмой, а слегка грустной и романтической порой.