Пушки и русское искусство

Пушки и русское искусство

«Когда говорят пушки, музы молчат» — гласит известное крылатое выражение. Зато после окончания военных действий музы трудятся вовсю — и нередко воспевают именно оружие. К российскому Дню ракетных войск и артиллерии, который отмечается 19 ноября, вспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные орудиям, вместе с Софьей Багдасаровой.

Рисунки в летописях

Пушки и русское искусство. Галерея 1. Летописи

Битва на Ворскле. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Пушки и русское искусство. Галерея 1. Летописи

Рукопись Лицевого летописного свода (реплика). Музей-заповедник «Александровская слобода». Фотография Софьи Багдасаровой

Пушки и русское искусство. Галерея 1. Летописи

Тохтамыш у стен Москвы. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Считается, что впервые русские применили артиллерию в 1382 году во время нашествия на Москву хана Тохтамыша. Тогда москвичи оборонялись из пушек, ранее вывезенных из Волжской Булгарии, — «иные тюфяки, а иные пушки великие пущаху». Город это, впрочем, не спасло — хан взял его обманом.

Эти первые русские пушки можно разглядеть в посвященной осаде миниатюре Лицевого летописного свода — манускрипта, созданного в 1560–70-х годах для Ивана Грозного. Десятитомная рукопись содержит почти 16 тысяч миниатюр. Рисовали их несколько разных художников. Разница в стиле отчетливо видна, если сравнить изображение Тохтамыша со сценой Битвы на Ворскле (в 1399 году ордынцы разбили там литовского князя Витовта и его русских союзников). Как мы видим, здесь также использовалась артиллерия — хотя пушки не сразу бросаются в глаза, будучи нарисованными в том же средневековом древнерусском стиле.

Чугунное литье

Пушки и русское искусство. Галерея 2. Чугунное литье

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Пушки и русское искусство. Галерея 2. Чугунное литье

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Пушки и русское искусство. Галерея 2. Чугунное литье

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Гигантская Царь-пушка, отлитая в 1586 году Андреем Чоховым, стала одним из символов России. Про это даже есть злая шутка, мол, не зря у «этой страны» такие символы — колокол, который никогда не звонил, и пушка, которая никогда не стреляла. Шутники не знают, что еще в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского, исследовав канал орудия, сделали вывод, что из него точно стреляли, по крайней мере единожды.

Но это орудие — еще и выдающийся памятник искусства. Например, на его дуле можно увидеть портретный рельеф Федора I Иоанновича верхом. Это, если не считать летописей, одно из первых конных изображений русского монарха (раньше был Иван Грозный на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя»). А вот лафет — произведение XIX века; его псевдорусское узорочье — плод воображения Александра Брюллова (брата знаменитого Карла). Александр вошел в историю как светский портретист-акварелист и академик архитектуры, поэтому разглядывать его работу в чугуне особенно любопытно.

Императорские портреты

Пушки и русское искусство. Галерея 3. Императорские портреты

Петр Дрождин. Портрет Петра Великого. 1795. ГРМ

Пушки и русское искусство. Галерея 3. Императорские портреты

Григорий Мусикийский. Портрет Петра I. 1723. ГЭ

Пушки и русское искусство. Галерея 3. Императорские портреты

Поль Деларош. Портрет Петра Великого. 1838. Гамбургский Кунстхалле

Молодой Российской империи орудия были нужны в таких огромных количествах, что сначала Петр I отбирал у монастырей колокола и переливал их на пушки — металла не хватало. За 1701 год собрали около 180 тонн бронзы и отлили из нее 268 орудий. Потом промышленность удалось поднять — построили оружейные заводы, отыскали уральские месторождения.

Огнестрельное оружие правило миром. Поэтому оно проникло и в портреты государей, которые раньше изображались в доспехах и с мечами. С пушкой под рукой, символом победы, Петра изображает его любимый миниатюрист Григорий Мусикийский. Кроме жерл орудий вокруг другие знаки императорских достижений — корабли, Петропавловский собор. Один из самых узнаваемых образов Петра — картина, написанная Полем Деларошем уже в николаевское время, тоже не могла обойтись без ствола орудия.

Век девятнадцатый, Железный

Пушки и русское искусство. Галерея 4. Век 19-й, железный

Жан-Франсуа Тома де Томон. Проект памятника из трофейных орудий (фрагмент). 1812–1813. Акварель. ГЭ

Пушки и русское искусство. Галерея 4. Век 19-й, железный

Алексей Оленин. Три проекта для памятника, сооружаемого из огнестрельных орудий, отбитых у неприятеля в 1812 году. Между 1812–1814 гг. Акварель. ГАРФ

Пушки и русское искусство. Галерея 4. Век 19-й, железный

Колонна Славы, Санкт-Петербург. Фотография: Wikimedia Commons

После Отечественной войны 1812 года на русских землях образовался переизбыток не только замерзших французов в опорках и бабьих тулупах, но и французских пушек. Одни были отбиты у них на поле боя, другие — найдены брошенными на пути их зимнего отступления. Сегодня внутри одного только Московского Кремля находятся 754 трофейных ствола (первоначально их было 875).

После победы в воздухе витала идея сварить из них гигантскую триумфальную колонну. Этот проект поддерживали император Александр I, а потом и Николай I, да видно, не очень активно. Сохранились чертежи вариантов памятника, сделанные Алексеем Олениным, Андреем Воронихиным, Жаном Франсуа Тома де Томоном и другими известными художниками и архитекторами.

К идее вернулись в 1886 году: из 886 орудий, захваченных во время штурма Плевны, в Петербурге была воздвигнута колонна Славы. Правда, уже в честь другой войны — Русско-турецкой 1877–1878 годов. В 1930-е годы ее переплавили, но в 2005 году воссоздали заново. А Спасо-Преображенский собор Петербурга обнесен оградой в память о другой Русско-турецкой войне, проходившей в 1828–1829 годах. У решетки по проекту архитектора Стасова вместо столбов — 102 турецкие пушки, захваченные в Измаиле, Варне и других городах.

Бомбардировка монастыря

Пушки и русское искусство. Галерея 5. Бомбардировка монастыря

Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка. 1868

Пушки и русское искусство. Галерея 5. Бомбардировка монастыря

Неизвестный художник. Белое море. Атака Новитска фрегатом Миранда и корветом Бриск. Август 1854 г.

В середине XIX века навеки исчезла романтика парусных кораблей, вооруженных пушками (привычных нам по книжкам о пиратах). На морях стали царить пароходы. Их тоже вооружали. Во время Крымской войны именно пароходы обстреливали Соловецкий монастырь. Да-да, именно Соловецкий, и именно во время Крымской войны. Оказывается, у этой кампании был еще один — северный фронт. Англичане, которые протоптали дорожку к Архангельску еще при Иване Грозном, всегда помнили о нашем северном побережье (во время Гражданской войны они тоже атакуют с той стороны).

Соловецкий монастырь бомбардировали два английских парохода — «Миранда» и «Бриск». 6 и 7 июля 1854 года они выпустили около 1800 бомб и ядер, но лишь немного повредили второстепенные здания и никого не ранили. Монастырские стены XVI века оказались построенными на века. А вот береговая батарея, состоявшая из монахов и инвалидов, «Миранду» подбила. Оборону возглавлял храбрый архимандрит Александр (Павлович), в прошлом полковой священник. Наивная гравюра, запечатлевшая это событие, выполнена в лубочном стиле — люди здесь непропорциональны, а клубы дыма будто вырезаны из бумаги. Цветная французская литография с изображением атаки этих же кораблей на поселение Новицк намного реалистичней — но не так очаровательна.

Британская жестокость

Пушки и русское искусство. Галерея 6. Британская жестокость

Василий Верещагин. Подавление индийского восстания англичанами. 1884

Пушки и русское искусство. Галерея 6. Британская жестокость

Василий Верещагин. Пушка. Этюд для картины «Английская казнь в Индии». 1882—1883

Англичане вообще в ту пору вели себя как хозяева мира. Впрочем, они ими почти и были: недаром в Британской империи, куда входили и Австралия, и Канада, никогда не заходило солнце. Этому могуществу способствовали их передовые технологии, в особенности военные.

Василий Верещагин, который был влюблен в Азию и совершил по ней множество путешествий, не мог пренебречь и английскими пушками, правившими этим континентом. Тем более что британцы придумали способ смертной казни, который трудно было забыть, раз увидев. Его прозвали «дьявольский ветер»: осужденного привязывали к жерлу пушки, а потом из нее стреляли. Казненного даже не могли после этого похоронить как следует, что было особенно тяжело для религиозных индусов.

В 1884 году Верещагин написал картину, на которой изображен ряд пушек с привязанными индусами за мгновение до залпа. Картина эта ныне известна только по репродукции — в Европе она вызвала такой большой скандал и возмущение английским варварством, что кто-то ее купил (англичане) и уничтожил.

Искусство нового мира

Пушки и русское искусство. Галерея 7. Искусство нового мира

Антон Лавинский. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1925

Пушки и русское искусство. Галерея 7. Искусство нового мира

Александр Родченко. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1926

Пушки и русское искусство. Галерея 7. Искусство нового мира

Владимир Стенберг, Георгий Стенберг. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1929

В начале ХХ века морями правят уже не пароходы, а броненосцы. Спущенный на воду в 1900 году броненосец «Князь Потемкин-Таврический» имел 44 орудия, в том числе четыре 305-миллиметровых. Но в историю он вошел благодаря восстанию революционных матросов в 1905 году.

Фильм, снятый о нем Эйзенштейном в 1925 году, до сих пор считается одной из лучших лент за всю историю кино, несмотря на то, что он черно-белый и немой. Цветные афиши для этого продукта Госкино создавали знаменитые мастера конструктивизма — Родченко, Лавинский, братья Стенберги. И главную роль в композиции этих авангардных плакатов играли именно длинные орудия.


Обсуждение закрыто.