«Сокровища музеев России» в Манеже
В ноябре 2018 года в выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Сокровища музеев России». 50 региональных музеев привезли в Москву самые интересные экспонаты из своих коллекций. «Культура.РФ» рассказала о редких и необычных произведениях: о старинной иконе и картинах Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Ивана Макарова, Ивана Айвазовского и других художников.
Аполлинарий Васнецов, «Старорусский город», 1899 год
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Аполлинария Васнецова считают создателем жанра исторического пейзажа. Он изображал древние русские города на основе археологических находок и исторических документов: работая над полотнами, художник изучал литературные источники, исследовал старинные городские планы, знакомился с летописями, участвовал в археологических раскопках, общался с учеными-историками Иваном Забелиным и Василием Ключевским. Художник Александр Бенуа вспоминал о Васнецове: «Мне нравились его довольно наивные и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы».
Большинство произведений Васнецов посвящал историческому облику Москвы. Картина «Старорусский город» изображает заснеженную крепостную стену Москвы и подъемный мостик у ворот. За ними видны купола храмов и звонница. В музей картина попала из частной коллекции под названием «Гонцы у ворот». После исследования полотну вернули авторское название, которое было указано в каталоге XXVII выставки Товарищества передвижников 1899 года.
Михаил Нестеров, «За Волгой», 1905 год
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
В 1890-х годах художник Михаил Нестеров задумал написать «красками роман, роман в картинах». На сюжет его вдохновили книги «В лесах» и «На горах» публициста Павла Мельникова-Печерского. Так появились три картины «На горах», «Великий постриг» и «За Волгой».
Нестеров говорил, что писал «не по Мельникову, не иллюстрации к нему», а свой живописный роман, но «так и отстал от своей затеи». Художник считал неудавшейся «главу-картину» «За Волгой», поэтому летом того же 1905 года начал другую работу под тем же названием. Он задумал ее в путешествии по Волге, где выполнил несколько этюдов. Моделью стала Юлия Урусман, с которой он познакомился в декабре 1898 года в Киеве.
О мужчине на картине Нестеров написал в письме астраханскому коллекционеру Павлу Догадину: «…мужская фигура на картине «За Волгой» написана мной с одного астраханца-коммерсанта, ехавшего со мной по Волге, он тогда любезно согласился позировать мне для этюда. Было это лет 10–12 тому назад, и фамилии его теперь я не припомню» (Москва, 20 февраля 1916 года). В том же году Догадин приобрел полотно у автора. После этого картину выставляли в Санкт-Петербурге, Москве, а также в музеях Китая.
«Преподобный Сергий Радонежский с 20 клеймами жития», XVII век
Ярославский художественный музей
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с 20 клеймами жития» впервые экспонируется после почти 20-летней реставрации.
Икону относят к памятникам XVII века, времени расцвета ярославской иконописной школы. Композиция и цветовое решение свидетельствуют об авторстве выдающегося ярославского мастера. Исследователи предполагают, что автором этой иконы был Федор Федоров, внук настоятеля церкви Космы и Дамиана, семья которого жила в приходе храма.
Сюжет этой иконы — настоящая редкость. Она подробно иллюстрирует истории детства Сергия Радонежского, заключенные в 20 клеймах, — от рождения и крещения до явления Сергию Богоматери и успения преподобного.
Иван Макаров, «Портрет великой княгини Марии Александровны», 1-я половина XIX века
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой
В собрание ДМИИ имени П.С. Гамзатовой «Портрет великой княгини Марии Александровны» поступил в 1960 году из Краеведческого музея Дагестана (Национальный музей Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи).
Парадный портрет написал художник-график Иван Макаров в середине XIX века. Его отец был основателем рисовальной и иконописной школы в Саранске, поэтому первые уроки живописи художник получил от него. Затем Макаров учился в Пензе, а после в Императорской Академии художеств.
На портрете императрица Мария Александровна изображена в русском придворном дамском платье, эталон которого утвердил император Николай I в 1834 году. Платье состояло из бархатного «верхнего платья» с откидными рукавами и со шлейфом, у которого был «разрез спереди, к низу от талии». По «хвосту и борту» платья шло золотное шитье. Головной убор тоже был строго регламентирован: замужние дамы носили «повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а девицам повязку произвольного цвета с вуалем». На голове у Марии Александровны — кокошник, близкий по форме кокошникам Архангельской губернии. А ниспадающий по обеим сторонам лица жемчуг характерен для русских великокняжьих уборов.
Алексей Боголюбов, «Иллюминация Кремля», 1883 год
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Полотно художника-мариниста Алексея Боголюбова «Иллюминация Кремля» попало в Омск в 1925 году из Государственного Русского музея. До этого оно находилось в собрании Государственного Эрмитажа.
Боголюбов изобразил историческое событие, связанное с коронацией Александра III. Проект праздничного освещения готовили за три месяца до церемонии. На Красной площади установили леса для иллюминации, подсветили памятники Минину и Пожарскому и храм Василия Блаженного. Исторический музей украсили гербом Москвы и звездами с короной наверху и вензелями Их Величеств. В Александровском саду по деревьям развесили десятки тысяч огней. Также украсили Тверскую и Театральную площади вместе с фасадами театров.
«Портрет Петра I», 1-я половина XVIII века
Пермская государственная художественная галерея
С картины «Портрет Петра I» в Пермской художественной галерее начинается экспозиция отдела отечественного искусства XVIII века. Полотно поступило в музей в 1955 году из Дирекции художественного фонда и проектирования памятников («Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»).
Автором портрета считали художника Андрея Матвеева. Когда Матвееву было 15, Петр I отправил его в Голландию учиться живописи. Больше 10 лет он жил в Европе, прошел хорошую школу и портрет императора написал с «манеру европейского». Однако после тщательной рентгенограммы авторство Матвеева поставили под сомнение.
Реставратор Русского музея Светлана Римская-Корсакова провела множество экспертиз картины и обнаружила авторский почерк придворного живописца Луи Каравака. С ним Петр I познакомился в 1716 году в Германии, после чего и пригласил талантливого художника в Россию. Осталось неизвестным, создал ли Каравак этот портрет с натуры или использовал прежние работы: до этого он дважды писал императора — в 1716 и 1722 году. Но исследователь доказала, что портрет был написан еще при жизни императора, что подтверждает его историческую ценность.
Григорий Сорока, «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», 1846 год
Тверская областная картинная галерея
Творчество крепостного живописца Григория Сороки очень скромно представлено в российских музеях. Большая часть работ мастера хранится в Тверской картинной галерее, в том числе и картина «Вид на усадьбу Островки с Большого острова».
С 18 лет Григорий Сорока жил в доме помещика Милюкова в имении Островки. Юноша неплохо рисовал, посещал уроки художника Алексея Венецианова в соседнем имении Сафонково. Но карьера Сороки-живописца длилась всего 10 лет, за которые он создал около 20 работ. Так и не добившись вольной, он уехал в родное село Покровское. Сорока не занимался тяжелым трудом, а чтобы заработать, писал иконы, пытался преподавать рисование крестьянским детям. Участие художника в крестьянских волнениях закончилось трагически — Сорока покончил с собой.
Пейзаж «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» долго числился в списке пропавших картин. В 1916 году внук помещика Милюкова смог подробно описать работу: «По озеру плывет лодка, в которой сидит мой дед, на той стороне озера в красной рубашке стоит мой отец, на переднем плане крестьянский мальчик, сняв рубашку, собирается купаться». Это описание совпало с картиной, которую приобрела галерея в 1998 году. Во время реставрации полотна обнаружили подписи Сороки и дату создания — 1846 год.
Иван Айвазовский, «Море. Коктебель», 1853 год
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Картина «Море. Коктебель» считается одной из лучших работ мариниста Ивана Айвазовского 1850-х годов. В Феодосийскую картинную галерею полотно поступило из Русского музея в 1930-е.
У Ивана Айвазовского был особый художественный метод: он справлялся со сложными живописными задачами, используя цветовые и световые эффекты и моделируя пространство холста. Художник работал как бы «без натуры», опираясь на прекрасную зрительную память и богатую творческую фантазию. Поэтому многие произведения художника не имеют истории создания как таковой.
Летом 1853 года Айвазовский отправился на археологические раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Расположенное рядом в бухте болгарское поселение Коктебель показалось ему невероятно живописным, и он много раз возвращался туда.
В работе «Море. Коктебель» Айвазовский развил основные элементы его художественной манеры: тонкость выполнения отдельных деталей и передачу воздушного пространства за кораблями.
Фотографии предоставлены сотрудниками музеев
Беседовала Ирина Малахова