В будущее возьмут не всех
В Главном штабе Эрмитажа в 2018 году прошла крупная ретроспективная выставка современных художников Ильи и Эмилии Кабаковых. На ней впервые после Лондонской выставки Tate Modern были представлены три важные работы художников — инсталляции «В будущее возьмут не всех», «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» и «Лабиринт (Альбом моей матери)». Портал «Культура.РФ» рассказал о творчестве Кабаковых.
В будущее возьмут не всех. Название выставке в Эрмитаже дала одноименная тотальная инсталляция. Ее художник вместе с женой создал в 2001 году. Она представляет собой уходящий вагон и перрон, на котором остались картины, не попавшие в будущее. Эмилия Кабакова так рассказывала об инсталляции: «Это нарратив, это история художника, его страхов, неуверенности в своем будущем, в будущем своих работ. Возьмут ли меня в это самое будущее? Кого возьмут? Кто останется? И кто решает? Этот вопрос волнует всех художников, в наших разговорах речь идет не столько о сегодняшнем дне, сколько о будущем».
К слову, до инсталляции был текст с таким же названием. Он вышел в журнале «А — Я» в 1983 году. В нем Илья Кабаков разделил людей на три группы:
«Кто возьмёт.
Кого возьмут.
Кого не возьмут…»
Решать, кто попадет в будущее, по словам художника, будут «суровые люди» — вожди. А возьмут они Малевича и тех, для кого квадрат — это не «просто квадрат, а пять цветных прямоугольников» — знаки нового духовного пространства.
«Вперед — только с Малевичем.
Но возьмут немногих — лучших. Тех, кого отберет директор — ОН ЗНАЕТ КОГО.
Оставаться тоже нельзя. Все будет закрыто и опечатано после отлета «супремных» в будущее».
Отец московского концептуализма. В Россию концептуализм пришел из США и Европы в начале 70-х годов XX века. А сам термин — московский концептуализм — появился в 1979 году: в журнале «А — Я» искусствовед Борис Гройс опубликовал статью, в которой раскрывал суть направления. Для искусства этого времени важна была идея, которую можно передать с помощью фраз, схем, графиков, фотографий, чертежей.
«Акцент переносится с рассматривания на чтение, что в корне меняет «концепцию» картины в классическом понимании».
Одним из ключевых художников концептуализма стал Илья Кабаков. Он так определял направление: «Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю». Его работа — «Ответы экспериментальной группы» — стала первым концептуальным проектом в СССР. В ней нет картинок — только фразы, написанные в таблице. Сама же таблица напоминает советские объявления и расписания — неотъемлемую часть любого советского учреждения.
Мусор как метафора жизни. Как отметил искусствовед Борис Гройс в «Диалогах» — многие художники XX века в основу своих произведений ставили незначительные вещи — мусор. Но у Ильи Кабакова мусор приобрел особое значение: он у него «каталогизирован, откомментирован и упорядочен». Мусор для Кабакова в первую очередь — образ советской действительности: плакаты и советская посуда, газеты и значки. Также мусор в его творческой системе — архив воспоминаний и вся культура.
«Мусор у нас — это синоним самого существования, поскольку нет никакого смысла вообще что-либо расчищать и строить, если все превратится в мусор. Образ нашей жизни представляется мне огромной мусорной кучей, которую невозможно разгрести».
Коммунальный быт. В 1980-х годах на первый план в творчестве Ильи Кабакова вышла тема быта советского человека. Он стал одним из первых художников, кто показал западному миру специфические коммуналки Советского Союза.
«Коммунальная квартира стягивает в себя большое содержание, множество различных сюжетов. Раньше в России таким местом была ночлежка: не зря пьеса Горького «На дне», которая описывала ночлежку, имела в свое время такой успех. В ночлежке люди не живут, а только ночуют, но они там и философствуют, обсуждают последние вопросы бытия. Только лежа «на дне», например в ночлежке, люди начинают наблюдать небо над головой: лежащий в грязи человек обращается к высшему. Это, конечно, только метафора, но и коммунальная квартира для меня — не реальный объект, а метафора».
Новый жанр. В 1970-е годы Илья Кабаков (одновременно с художников Виктором Пивоваровым) создал новаторский жанр — альбом. Он представляет собой набор листков с рисунками и текстами, которые Кабаков раскладывал по папкам и использовал в других арт-объектах, а позже — как самостоятельные книги.
Первые альбомы он нарисовал для инсталляции «Десять персонажей»: с 1970 по 1976 год Кабаков создал 55 альбомов. Исследователи назвали этот цикл «концептуалистскими комиксами».
Новые формы. В 1987 году Илья Кабаков эмигрировал, с 1989 года он живет в США. Именно в эти годы он вместе с женой Эмилией создал новую форму — тотальную инсталляцию. Этот вид изобразительного искусства отличается тем, что полностью погружает зрителя в пространство, выстроенное художником.
«Сама по себе инсталляция построена на определенной игре свободы и несвободы. Зритель прогуливается внутри инсталляции, он охвачен ею, а не свободен от нее полностью, как в случае традиционной картины. С другой стороны, в картине художник диктует зрителю определенную точку зрения, в то время как в инсталляции зритель может ее свободно выбирать».
Первая тотальная инсталляция. Одна из первых тотальных инсталляций Кабакова — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» 1985 года. Кабаков так описывал ее: «В потолке огромная дыра, из которой внутрь комнаты падает ослепительный свет. Попасть внутрь комнаты совершенно невозможно: перед зрителем стена из заколоченных наскоро досок, так что в комнату можно только смотреть сквозь щели и видеть лишь по частям то, что там происходит».
К инсталляции Илья Кабаков написал текст: «Одинокий обитатель этой комнаты, как становится ясно из рассказа его соседа, был обуреваем мечтой о полете в космос в одиночку, и мечту эту — свой «великий проект» — он, по всей вероятности, осуществил».
Автор: Евгения Ряднова