Дживан Гаспарян: «Я не могу жить без дудука»

Дживан Гаспарян: «Я не могу жить без дудука»

Легендарный музыкант, мастер дудука Дживан Гаспарян (или, как его называют, Дядя Дживан) играл с Питером Гэбриэлом, Стингом, Симфоническим оркестром имени Чайковского. Он соавтор композитора Ханса Циммера в работе над саундтреком фильма «Гладиатор». Он же — профессор Ереванской консерватории, четырежды отмеченный медалью Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Накануне своего 88-го дня рождения Гаспарян даст два больших концерта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки с программой «Избранное». В нее войдут как традиционные армянские народные мелодии, так и собственные сочинения мастера. В преддверии концерта музыкант дал короткое интервью «Культура.РФ».

Дживан Гаспарян: «Я не могу жить без дудука»

Фотография: golosarmenii.am

— Дживан Арамаисович, этот год в российской культуре посвящен кинематографу. В связи с этим вопрос: почему как композитор вы более востребованы в западном кино, чем в российском и армянском, как думаете? Были ли предложения от российских режиссеров о создании саундтреков?

Дудук — это древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластиночек, возникающей под воздействием вдуваемого воздуха. На лицевой стороне инструмента имеется семь звуковых отверстий, и еще одно — на обратной стороне. Этот любимый в народе духовой инструмент отличается светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью.

— Не знаю, но моя музыка звучит во многих армянских фильмах. Да, были предложения и от российских режиссеров о создании саундтреков.

— Какие впечатления остались у вас от работы над саундтреками к фильмам «Последнее искушение Христа» и «Гладиатор»?

— Очень положительные. С кино вообще тесно связана моя биография. Я, собственно, впервые услышал дудук в Ереване в летнем кинотеатре «Москва». Маленьким мальчиком ходил туда смотреть немые фильмы. В первом ряду сидели дудукисты — таперы. С тех пор, с восьми лет, я играю.

— Ваша жизнь вполне могла бы послужить сценарием для кинофильма: сиротство, война, выступление перед Сталиным, приглашение работать в Лондоне… Как мог бы называться фильм о вашей жизни?

— Да, мне часто говорят об этом. Я никогда не думал о персонаже, но название фильма могло бы быть «История жизни одного армянина».

— Вы всегда играете только на собственноручно изготовленных инструментах. У вас есть какой-то профессиональный секрет? Почему другие дудуки вам не нравятся?

— Да, есть — мой дудук имеет свой особенный, утонченный тембр, который инструмент получает после специальной обработки.

Дживан Гаспарян. «Я не могу жить без дудука». Галерея 1

Дживан Гаспарян

Дживан Гаспарян. «Я не могу жить без дудука». Галерея 1

Дживан Гаспарян. Фотография: golosarmenii.am

Дживан Гаспарян. «Я не могу жить без дудука». Галерея 1

Дживан Гаспарян

— Кого из своих учеников — выпускников Ереванской консерватории вы могли бы выделить? Встречались ли на вашем пути студенты, так же увлеченные инструментом, как вы?

— Да, у меня много учеников. Среди них я выделяю Дживана (Дживан Гаспарян, внук Дживана Арамаисовича. — Прим. ред.), которого я считаю своим учеником, а не внуком.

«Музыка дудука — это то, как поют горы или разговаривают деревья, как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играются свадьбы».

Дживан Гаспарян

— Тяжело ли преподавать человеку, который никогда прежде не учился игре на дудуке?

— Это зависит от способностей студента.

— Кто из классических композиторов вам ближе всего?

— Иоганн Себастьян Бах и Арам Хачатурян.

— Каждый год вы приезжаете с концертами в Москву и каждый раз готовите новую программу. Всего вы дали уже более 20 тысяч концертов за свою карьеру. Где черпаете вдохновение?

— Вдохновение приходит от любви к своему делу. Я не могу жить без дудука. Достиг всемирного успеха — и все равно каждый день играю по несколько часов, работаю над новыми звуками. Музыка и есть моя жизнь.

В материале использованы фотографии из личного архива Дживана Гаспаряна.


Обсуждение закрыто.