Легендарная Гнесинка

Легендарная Гнесинка

Легендарная Гнесинка

Путь от домашнего музицирования до высоких стандартов музыкального образования.

Елена Фабиановна считается основательницей этой уникальной школы. Средняя из пяти сестер, ее называли самой решительной. Она и возглавила в 1895 году семейное дело. Тогда еще не было отдельно взятых ступеней: школы, училища, института. Был педагог и его ученик, из которого старались вырастить музыканта – художественную личность.

Легендарная Гнесинка

Вид на Гагаринский переулок. Дом (в глубине), в котором в 1895 году открылась Школа сестер Гнесиных

Еще будучи ученицами Московской консерватории, Евгения и Елена общались с Рахманиновым, Скрябиным, Бузони. Выросшие в семье, где отец Фабиан Осипович горячо любил музыку, а мать Белла Исаевна училась оперному пению у польского композитора Станислава Монюшко, сестры Гнесины без музыки свою жизнь не представляли. Организовывали домашние музыкальные собрания, которые славились экспромтами: Елена как-то приготовила для Сергея Рахманинова вышитую гладью подушку со своим музыкальным автографом – нотами ми, фа, соль. В благодарность удостоилась музыкального экспромта в три такта, написанного на эти три ноты.

В такой милой душевной обстановке и открылось в Гагаринском переулке «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиныхъ». Идею поддержал учитель Евгении и Елены Василий Сафонов, директор Московской консерватории.
А слова музыкального критика Николая Кашкина, друга Чайковского и Рубинштейна, оказались пророческими: «Смело беритесь за дело и организовывайте школу, это очень подходит вашей дружной семье, имеющей такое исключительно удачное сочетание музыкально всесторонне образованных и одаренных личностей. Сперва у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем – 100!» Но впоследствии счет шел на тысячи.

Легендарная Гнесинка

Слева направо: Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета Гнесины

Елена, Евгения и Мария Гнесины стали первыми преподавательницами. После переезда в 1900 году на Собачью площадку, дом 5, обучение перестало быть сугубо семейным делом. Подключились не только младшие сестры Елизавета, Ольга, брат Михаил, но и выпускники консерватории.

Старейшие отделы училища – фортепиано и струнных инструментов. Постепенно к обучению игре на музыкальных инструментах добавляются новые дисциплины: гармония и энциклопедия, сольфеджио и элементарная теория, хор и ансамбль. Программа создается с чистого листа, как и многие этюды и пьесы. Их для учеников пишет сама Елена Фабиановна. Первые педагогические опыты и стали основой системы русской «гнесинской» музыкальной педагогики.

Легендарная Гнесинка

Елена Фабиановна Гнесина в окружении учениц

После революции открывается вокальный отдел с преподавателями – солистами Большого театра. Старшая ступень школы становится музыкальным техникумом, дополняет систему образования вуз.

У руля всего этого уже большого комплекса музыкальных заведений Елена Гнесина – директор, художественный руководитель, профессор – находилась семьдесят два года. Гнесинка обрастала новыми зданиями и концертными площадками. Но Елена Фабиановна оставалась верна своему принципу в работе с учениками: главное – видеть в них индивидуальность. Любила заниматься не в кабинете, а в своей квартире, куда можно было приходить без предупреждения. Именно она разглядела в Хачатуряне, игравшем в 19 лет на трех музыкальных инструментах, но не имевшем начального музыкального образования, дар Божий. Арам Хачатурян поступил в Гнесинку благодаря Елене Фабиановне. А Микаэл Таривердиев и Алексей Рыбников были учениками уже гениального композитора.

Легендарная Гнесинка

Клавесин Reinhard von Nagel, сделанный специально по заказу Гнесинской школы

В Гнесинке всегда умели разглядеть талант и взрастить его. Лев Оборин в 20 лет стал мировой знаменитостью благодаря победе в I Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. Здесь учились Евгений Светланов, Людмила Зыкина, Евгений Кисин, Владимир Федосеев, Любовь Казарновская, Иосиф Кобзон, Петр Дранга. И еще тысячи и тысячи музыкантов, чьи громкие имена теперь значатся на музыкальных учебниках, программах и концертных афишах.


Обсуждение закрыто.