«От музыки в кино очень многое зависит»
Народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии, один из самых востребованных современных композиторов Максим Дунаевский отмечает 70-летие.
4 декабря 2015 года в 19:00 на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки маэстро представит юбилейный творческий вечер. В концерте примут участие известные артисты и музыканты: народный артист России Дмитрий Харатьян, певица Ангелина Сергеева, группа «Сocktail project».
В интервью Максим Дунаевский рассказал о предстоящем концерте, о музыке в кино, о своем отношении к новым аранжировкам, а также о том, без чего не может существовать филармония.
— В 2015 году прошел ваш юбилейный тур по Подмосковью и грандиозный концерт в Зале имени Чайковского. Концерт 4 декабря в Доме музыки — это своеобразный итог тура? Или это, скорее, его логичное продолжение?
— Я бы сказал, что это концерт-эхо. Дом музыки — это прекрасный храм искусства. Я подхожу к этому концерту с особым трепетом, отдам все силы, чтобы музыкальный вечер прошел на самом высоком уровне и зрители получили удовольствие.
— Вместе с вами в программе выступят ваши постоянные партнеры по сцене — Дмитрий Харатьян и Ангелина Сергеева. Почему именно эти артисты оказались вашими партнерами? Какие качества — человеческие и профессиональные — вам импонируют в них?
— С Дмитрием Харатьяном мы познакомились еще на съемках фильма «Зеленый фургон», с Ангелиной Сергеевой — на проекте «Народный артист». Но дело здесь совсем не в длительности взаимоотношений, дружбы. Дело в таланте и профессионализме, и это самое главное. А то, что я узнал их по совместной работе, а не по случайным встречам (что тоже бывает, я этого не отвергаю), — это, конечно, большой плюс. В работе люди всегда открываются глубже. Это два прекрасных артиста, с которыми я уже много выступал, я им полностью доверяю.
— Вы исполните свои песни в сопровождении группы Cocktail Project. Хиты прозвучат в новых аранжировках. Как вы в целом относитесь к модным сегодня кавер-версиям? Бывали ли случаи, когда вам не нравились обработки ваших сочинений, вы запрещали их исполнять?
— Нет, это снобизм. Песня должна исполняться как можно чаще, даже если она попадает не к самым лучшим аранжировщикам. Я никогда не противодействую, не препятствую. Песня должна жить, пусть иногда не очень совершенно. В жизни бывают разные этапы — взлеты и падения. Если руководствоваться только самыми высокими критериями, есть риск потерять песню.
— Вы написали музыку к огромному числу кинофильмов. Какими особенными качествами, на ваш взгляд, должна обладать киномузыка?
— В кино должна быть музыка очень высокого качества. То, что музыка сегодня считается неким «саундтреком», — это серьезнейшая, невероятная системная ошибка продюсеров, режиссеров и всех, кто занимается кино. В этом названии нет ничего оскорбительного, но у нас оно приобрело значение чего-то второстепенного, сопровождающего. Поскольку я много лет прожил в Америке, я знаю, как здорово там налажен процесс. Ни один продюсер, ни один режиссер там не скажет: «Напиши мне хороший саундтрек». Так может сказать только технический человек. Творческий человек, композитор всегда будет говорить о «музыке к фильму». И это очень важно. Поэтому в американских фильмах практически всегда очень достойная музыка. Это настоящее творчество, которое привлекает и даже иногда поднимает самую среднюю картину на высокий уровень. От музыки в кино очень многое зависит. Это хорошо понимают западные продюсеры. Мы, увы, идем по какому-то совершенно своему, но жутко неудачному пути.
— Почему современные саундтреки к кино не пользуются такой народной любовью, как музыкальное сопровождение к советским фильмам? В чем заключалась магия этой музыки? Почему популярно ретро?
— Действительно, любая советская кинокартина всегда ассоциируется с музыкой, а из современных фильмов мы вряд ли вспомним хоть одну мелодию. У советских фильмов высокая степень цитирования — и сценария, и музыкальных тем. Из любой удачной картины всегда распространялись цитаты (и они до сих пор актуальны), песни становились хитами. Сегодня мы нередко копируем эти актерские образы, настолько они врезались в память. Вот и получается «эта ваша заливная рыба»… Магия как раз и заключалась в отношении к музыке как к важнейшей части фильма. Кстати, сценарная работа в кино переживает такой же кризис, как и музыка. Профессия драматурга не ценится, не поднимается на высочайший уровень. От этого и кино-то у нас нет. А ведь все это было, но осталось в прошлом!
— Есть ли у вас любимый фильм, музыку к которому написал Исаак Дунаевский?
— Он написал немного музыки к фильмам, но вся она прекрасна. Это один сплошной хит.
— Согласны ли вы с тем, что раньше вокальными данными обладала каждая вторая актриса, а сегодня никто не поет?
— Нет. Я совершенно не сомневаюсь в том, что у нас есть колоссальное количество поющих актеров и актрис. У нас целая плеяда молодых артистов, которые с успехом выступают в мюзиклах, их уровень пения очень высок. Подчас они работают лучше, чем это делали в советское время. Раньше поющие актеры снимались в музыкальных фильмах, а сегодня их нет, поэтому об этом и говорить нечего.
— Кого из молодых артистов вы выделяете особо? Кого по праву можно назвать звездой?
— К сожалению, я не могу никого так назвать. Есть много неплохо поющих артистов, некоторые из них достигают определенных результатов. Но чтобы кто-то взлетел, показал себя с какой-то невероятной стороны, дал что-то новое (и в репертуарном, и в вокальном плане) — такого нет.
— В этом году вы заняли пост художественного руководителя филармонии. Каковы задачи филармонии на сегодняшний день?
— Есть задача минимум — выжить в это очень непростое время. Опять наступило время, схожее с девяностыми годами, когда филармонии закрываются, главным образом по экономическим причинам. Вместе с этим существует и задача максимум: доказать, что филармония — это основа профессионального исполнительского искусства. Во всем мире так и есть. К сожалению, у нас это приходится доказывать. Кроме того, Московская областная филармония очень остро ощущает нехватку симфонического оркестра и концертного зала. Без этого полноценная работа невозможна.
— Какие ключевые события нового сезона филармонии вы могли бы отметить?
— На текущий момент все события ключевые: это и открытие сезона концертным исполнением оперы «Иоланта» Чайковского в Большом зале Консерватории, и фестивали «Садко», «Пересекая время», и спектакль «Сказки на ночь от Кая и Герды» с Аллой Михеевой, Сергеем Друзьяком и камерным оркестром «Инструментальная капелла» в Доме музыки. Пока я не могу назвать ни одного проходного мероприятия, и это прекрасно. Филармония должна постоянно ярко заявлять о себе — совместно с дирекцией мы избрали такую политику.
Благодарим за предоставленные материалы Московскую областную филармонию.