Актеры играют актеров
Пять спектаклей, где жизнь — театр. Принято говорить: «Актеры — как дети». Действительно, много в них детского: способность фантазировать, готовность к открытиям. Так же изменчиво их настроение: восторг сменяется печалью, дружба — разрывом. Как и дети, без любви они чахнут. Одобрение — вот необходимый актеру витамин! Ради признания настоящий актер пойдет на всё. «Всё» — это, увы, и некрасивые поступки. Лесть, обман, лицемерие, предательство — часто именно такие ступеньки ведут вверх по лестнице актерской карьеры.
Закулисной жизни театра, людям театра посвящены многие произведения. Мы решили вспомнить популярные спектакли московских театров, в которых знаменитые актеры играют… актеров.
«Костюмер»
Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой
1988 год. Режиссер — Евгений Арье
Главный герой тут не актер, а костюмер (в пронзительном исполнении Зиновия Гердта). Он всю жизнь одевает знаменитого сэра Джона, звезду британской театральной труппы. Но сэр Джон вышел столь ярким в исполнении Всеволода Якута, что можно и его считать главным героем спектакля. Актер уже очень стар, болен, но никак не хочет покинуть сцену. Близкие и коллеги в постоянном напряжении: сыграет не сыграет? На публике сэр Джон словно исцеляется, но стоит сделать шаг за кулисы — наваливается болезнь. И вот после очередного спектакля актер умирает на руках у своего верного костюмера. Тот посвятил ему всю жизнь, ограждал от назойливых поклонников и просто нежелательных посетителей, выполнял бесчисленные капризы. Когда открывают рукопись мемуаров сэра Джона и читают список имен тех людей, кому он благодарен, в нем нет имени костюмера Нормана…
«Священные чудовища»
Московский академический театр сатиры
2000 год. Режиссер — Александр Вилькин
Актриса Эстер достигла высот славы, в театре она — абсолютная победительница. Но вдруг Эстер узнает, что ей изменяет муж. Из уверенной примы она превращается в ту, кем является на самом деле, — стареющую женщину, неуверенную, обиженную. Вера Васильева не смогла до конца отказать своей героине в женственности и царственности. Ее Эстер все равно горда и отнюдь не раздавлена. Умение «держать удар» является частью ее мастерства.
«Таланты и поклонники»
Московский академический театр им. В.В. Маяковского
1971 год. Режиссеры — Наталья Зверева, Мария Кнебель, Майя Маркова
Как и большинство пьес Островского, эта — актуальна всегда. Молодая актриса Негина стоит перед жизненным выбором: честная, но бедная жизнь с любимым или комфорт и перспектива блестящей актерской карьеры — но для того надо согласиться на жизнь с нелюбимым богачом. Островский хорошо знал актерскую природу и не стал обманывать публику: актриса всегда выбирает путь к сцене.
«Всё о Еве»
Центральный академический театр Советской армии
1990 год. Режиссеры — Надежда Марусалова (Иваненкова), Александр Бурдонский
Как Эстер из пьесы «Священные чудовища», как Джулия Ламберт из романа «Театр», Марго Крейн — театральная актриса в «критическом» возрасте. На ее горизонте появилась опасная соперница — молодая и хорошенькая Ева Харрингтон. Мы знаем этот сюжет по одноименному фильму с великой Бетт Дэвис в роли Марго — посмотрите версию Театра Советской армии с замечательной Людмилой Касаткиной в главной роли.
«Комики»
Государственный академический театр им. Моссовета
2003 год. Режиссер — Борис Щедрин
Спектакль-бенефис актеров-патриархов Театра им. Моссовета Анатолия Адоскина и Бориса Иванова. Они играют престарелых бродвейских комиков-соперников. Жизнь на исходе, а два старика все не могут закончить давние споры. Ревность к успеху другого, обиды и обвинения составляют богатую драматургию отношений Вилли Кларка и Ола Льюиса.