Батарейный запевала, покоривший оперную сцену

Батарейный запевала, покоривший оперную сцену

Прославленный тенор Владислав Пьявко до службы высокому искусству служил источником вдохновения для целого строя артиллеристов. Первыми его слушателями стали жители Коломны, а первыми сольными концертами — военные парады.

Батарейный запевала, покоривший оперную сцену

Уроженец Красноярска начал заниматься музыкой еще в сибирском поселке Таежный — посещал уроки игры на аккордеоне. Заканчивал музыкальное образование уже за полярным кругом. Там же, в Норильске, Владислав Пьявко стал чемпионом Сибири и Дальнего Востока по классической борьбе среди юношей. Приходилось работать кинооператором — хроникером, внештатным корреспондентом «Заполярной правды», худруком театра-студии Клуба шахтеров. Первый театральный опыт — статист Театра имени Маяковского, где в тот момент играли ссыльные Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов.

Но приехав в столицу, Владислав Пьявко, пошел не по театральным стопам знаменитых коллег по сцене, а поступил в учебное заведение, которое в свое время закончили известный художник Николай Ярошенко и знаменитый скульптор Петр Клодт, — Коломенское артиллерийское училище. На плацу Владислав Пьявко тренировал не только военную выправку, но и развивал вокальные данные. Звонкий тенор оказался как нельзя более кстати для батарейного запевалы.

Военная карьера младшего сержанта прервалась, толком не успев начаться. Владислав Пьявко, будучи в отпуске, попал в Большой театр на знаменитый спектакль «Кармен». Пела Ирина Архипова и Марио Дель Монако. «Я был оглушен, покорен, раздавлен, упоен», — вспоминает о том дне, 13 июня 1959 года, Владислав Иванович.

Через семь лет певец сам вышел на легендарную сцену — окончив ГИТИС и выдержав конкурс в 50 человек на место. Педагогами начинающего исполнителя были Сергей Ребриков, Борис Покровский, знаменитый оперный режиссер, в то время главный режиссер Большого театра Леонид Баратов, режиссер театра «Ромэн» Анхель Гутьеррес.

Большой премьерой для Владислава Пьявко стала партия Пинкертона в постановке 1966 года «Чио-Чио-сан». Через год молодой тенор уже учится в «Ла Скала» у итальянских мастеров Ренато Пасторино и Энрико Пьяццы, а еще через два — на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии получает первую премию среди теноров.

Владислав Пьявко

Опера «Иоланта» на сцене Большого театра, 1974 год. Фотография ТАСС

Владислав Пьявко

Съемки кинофильма «Ты мой восторг, мое мученье…», 1983 год. Фотография ТАСС

Владислав Пьявко

Опера «Кармен», Государственный академический Большой театр, 1978 год. Фотография ТАСС

Приходят и главные роли: Радамес в «Аиде», Манрико в «Трубадуре» Верди, Герман в «Пиковой даме» и Водемон в «Иоланте» Чайковского, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Михаил Туча в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Андрей Хованский в «Хованщине» Мусоргского и, конечно, Хосе в «Кармен» с прославленной Ириной Архиповой. Впервые с будущей супругой и на тот момент уже примой Владислав Пьявко вышел на одну сцену в спектакле «Мазепа».

Одна из главных партий, Гульельмо, принесла именную золотую медаль. Вручили ее итальянцы. «Гульельмо Ратклифф» — сложнейшее для исполнения произведение. За сто лет с момента написания Масканьи этой оперы Владислав Пьявко стал лишь четвертым исполнителем. Гульельмо в его прочтении — настоящая мировая сенсация. Непревзойденным считается прочтение знаменитым тенором сложнейших произведений Георгия Свиридова — к примеру, вокальной поэмы на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь».

Борис Годунов
Борис Годунов
Большой театр
1978

202 мин

Почти четверть века, с 1989 по 1965 год, Владислав Иванович был ведущим солистом Большого театра. Исполнительский талант артиста оценили в Италии, Флоренции, Бельгии, Испании, США, Корее. В репертуаре выдающегося тенора — около 500 музыкальных произведений, три десятка ведущих оперных партий, романсы, песни народов мира — русские, итальянские, испанские, неаполитанские, грузинские, бурятские.

В 1983 году Владислав Пьявко написал сценарий, выступил режиссером и сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ты мой восторг, мое мученье…». В том же году Владислав Иванович был удостоен звания «Народный артист СССР».

За гастролями и выступлениями певец не забывает о просветительской работе: преподавал в ГИТИСе и вот уже 20 лет работает в Фонде Ирины Архиповой. Руководит программами «Опера — новое поколение» и «Русская камерная вокальная музыка», помогая молодым исполнителям попробовать свои силы в оперной классике и найти свое место в большом искусстве.

Mute

Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Loaded: 0%
Progress: 0%
Stream TypeLIVE
Remaining Time -0:00
 

Обсуждение закрыто.