Батарейный запевала, покоривший оперную сцену
Прославленный тенор Владислав Пьявко до службы высокому искусству служил источником вдохновения для целого строя артиллеристов. Первыми его слушателями стали жители Коломны, а первыми сольными концертами — военные парады.
Уроженец Красноярска начал заниматься музыкой еще в сибирском поселке Таежный — посещал уроки игры на аккордеоне. Заканчивал музыкальное образование уже за полярным кругом. Там же, в Норильске, Владислав Пьявко стал чемпионом Сибири и Дальнего Востока по классической борьбе среди юношей. Приходилось работать кинооператором — хроникером, внештатным корреспондентом «Заполярной правды», худруком театра-студии Клуба шахтеров. Первый театральный опыт — статист Театра имени Маяковского, где в тот момент играли ссыльные Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов.
Но приехав в столицу, Владислав Пьявко, пошел не по театральным стопам знаменитых коллег по сцене, а поступил в учебное заведение, которое в свое время закончили известный художник Николай Ярошенко и знаменитый скульптор Петр Клодт, — Коломенское артиллерийское училище. На плацу Владислав Пьявко тренировал не только военную выправку, но и развивал вокальные данные. Звонкий тенор оказался как нельзя более кстати для батарейного запевалы.
Военная карьера младшего сержанта прервалась, толком не успев начаться. Владислав Пьявко, будучи в отпуске, попал в Большой театр на знаменитый спектакль «Кармен». Пела Ирина Архипова и Марио Дель Монако. «Я был оглушен, покорен, раздавлен, упоен», — вспоминает о том дне, 13 июня 1959 года, Владислав Иванович.
Через семь лет певец сам вышел на легендарную сцену — окончив ГИТИС и выдержав конкурс в 50 человек на место. Педагогами начинающего исполнителя были Сергей Ребриков, Борис Покровский, знаменитый оперный режиссер, в то время главный режиссер Большого театра Леонид Баратов, режиссер театра «Ромэн» Анхель Гутьеррес.
Большой премьерой для Владислава Пьявко стала партия Пинкертона в постановке 1966 года «Чио-Чио-сан». Через год молодой тенор уже учится в «Ла Скала» у итальянских мастеров Ренато Пасторино и Энрико Пьяццы, а еще через два — на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии получает первую премию среди теноров.
Приходят и главные роли: Радамес в «Аиде», Манрико в «Трубадуре» Верди, Герман в «Пиковой даме» и Водемон в «Иоланте» Чайковского, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Михаил Туча в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Андрей Хованский в «Хованщине» Мусоргского и, конечно, Хосе в «Кармен» с прославленной Ириной Архиповой. Впервые с будущей супругой и на тот момент уже примой Владислав Пьявко вышел на одну сцену в спектакле «Мазепа».
Одна из главных партий, Гульельмо, принесла именную золотую медаль. Вручили ее итальянцы. «Гульельмо Ратклифф» — сложнейшее для исполнения произведение. За сто лет с момента написания Масканьи этой оперы Владислав Пьявко стал лишь четвертым исполнителем. Гульельмо в его прочтении — настоящая мировая сенсация. Непревзойденным считается прочтение знаменитым тенором сложнейших произведений Георгия Свиридова — к примеру, вокальной поэмы на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь».
Почти четверть века, с 1989 по 1965 год, Владислав Иванович был ведущим солистом Большого театра. Исполнительский талант артиста оценили в Италии, Флоренции, Бельгии, Испании, США, Корее. В репертуаре выдающегося тенора — около 500 музыкальных произведений, три десятка ведущих оперных партий, романсы, песни народов мира — русские, итальянские, испанские, неаполитанские, грузинские, бурятские.
В 1983 году Владислав Пьявко написал сценарий, выступил режиссером и сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ты мой восторг, мое мученье…». В том же году Владислав Иванович был удостоен звания «Народный артист СССР».
За гастролями и выступлениями певец не забывает о просветительской работе: преподавал в ГИТИСе и вот уже 20 лет работает в Фонде Ирины Архиповой. Руководит программами «Опера — новое поколение» и «Русская камерная вокальная музыка», помогая молодым исполнителям попробовать свои силы в оперной классике и найти свое место в большом искусстве.