Что смотреть на «Золотой маске»
В 2019 году российской национальной театральной премии и фестивалю «Золотая маска» исполняется 25 лет. Основная конкурсная программа пройдет в Москве с февраля по апрель: на столичных сценах свои постановки представят лучшие коллективы страны. Эксперт «Золотой маски» Ольга Романцова рассказала, какие спектакли нельзя пропустить в этом году.
«Эсмеральда», Театр оперы и балета, Самара. Балетмейстер-постановщик Юрий Бурлака
Где посмотреть: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Когда: 20 февраля
Юрий Бурлака, в августе 2017 года назначенный главным балетмейстером Самарского театра оперы и балета, реконструировал «Эсмеральду», поставленную Мариусом Петипа в Петербурге в 1886 году. Бурлака, подаривший новую жизнь многим шедеврам классического балета, восстановил старинные танцы вместе с молодым историком и текстологом балета Андреем Галкиным. Создатели сценографии и костюмов вдохновлялись эскизами директора Императорских театров Ивана Всеволожского. Благодаря этой постановке Самарский театр оперы и балеты впервые стал номинантом «Золотой маски».
«Sociopath/Гамлет», театр «Старый дом», Новосибирск. Режиссер Андрей Прикотенко
Где посмотреть: Центр им. В. Мейерхольда
Когда: 26 февраля
Поначалу кажется, что от трагедии Шекспира в спектакле осталась только сюжетная канва: герои говорят современным языком и похожи на персонажей компьютерной игры. Под светом прожекторов Гертруда ездит на гироскутере, Гамлет устраивает самый настоящий рэп-баттл с отчимом Клавдием, иногда героев снимают на видеокамеру и транслируют на стены проволочной «клетки», где они обитают. Но главная тема спектакля — бунт Гамлета против лицемерного, находящегося в кризисе мира — в спектакле точно от Шекспира.
«Свидетельские показания», «Театр на крыше», Красноярск. Режиссер Семен Александровский
Где посмотреть: Omega Rooftop, Мультиформатный зал
Когда: 26 февраля
В спектакле нет ни декораций, ни сцены. Мужчины и женщины, стоящие в разных концах зала, отвечают на вопросы незримого следователя о человеке, который недавно погиб. Соседка, бывшая возлюбленная и коллеги рассказывают то, что знали о нем, постепенно создавая портрет погибшего. История обрастает новыми подробностями: он был писателем, сочинил не один роман и давал интервью.
«Нуреев», Большой театр, Москва. Хореограф Юрий Посохов. Режиссер Кирилл Серебренников
Где посмотреть: Большой театр, Историческая сцена
Когда: 27, 28 февраля
Полнометражный балет современного композитора Ильи Демуцкого рассказывает о разных периодах жизни Нуреева. Он начинается сценой аукциона, где имущество легендарного танцовщика и хореографа распродается с молотка. После объявления очередного лота на сцене возникает связанная с ним история из жизни. Посохов создал хореографию, использовав классические балетные па. Но, несмотря на строгий рисунок, на сцене порой возникает «химия», которая всегда отличала танец Нуреева. Еще одна особенность постановки — в ней соединены опера, драматическое действие и танец.
«100% Воронеж». Театр Rimini Protokoll, Германия, и «Платоновский фестиваль искусств», Воронеж. Режиссура Хельгард Хауг и Штефан Кэги
Где посмотреть: Губернский театр
Когда: 12 марта
Документальный спектакль «100%» театра Rimini Protokoll создавали в разных городах мира — Лиссабоне и Марселе, Пловдиве и Клагенфурте, Стелленбосе и Марселе. Этим летом команда Rimini Protokoll поработала в Воронеже и отобрала для участия в проекте 100 обычных горожан. Выйдя на сцену, они рассказывают о себе, отвечают на вопросы. Сколько человек думают, что не проживут больше 20 лет? Кто сталкивается с домашним насилием? Спектакль стирает грань между сценой и зрительным залом и создает социальный портрет города.
«Три сестры», МХТ им. Чехова, Москва. Режиссер Константин Богомолов
Где посмотреть: МХТ им. А.П. Чехова, Основная сцена
Когда: 15, 29 марта, 5 апреля
В этом спектакле Константин Богомолов соединяет эстетику современного театра и традиции русской психологической школы. Актеры произносят чеховский текст просто, естественно, не окрашивая его лишними эмоциями — именно так, как говорят в жизни. А показанные крупным планом лица актеров на больших экранах усиливают выразительность диалогов. Как и в реальной жизни, не всегда понятно, что чувствуют герои и как они действительно относятся друг к другу: зрителям предстоит многое додумать и проанализировать.
«Poe.Tri», «Театр. На вынос», Санкт-Петербург. Режиссер Максим Карнаухов
Место проведения уточняйте на сайте «Золотой маски»
Когда: 16, 17, 23, 24, 30, 31 марта
Иммерсивный спектакль, номинированный в категории «Эксперимент», представляет собой прогулку по городу. Постановка сделана в современном жанре «сайт-специфик променад» — бродилки. Зрителей поведут по определенному маршруту, придуманному режиссерами вместе с местным поэтом, привлекая внимание к деталям, которые важны только для него. Иногда зрители встречаются с поэтом, а иногда — просто рассматривают яркие граффити и строчки стихов, написанные прямо на асфальте.
«Комната Герды», театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург. Режиссер Яна Тумина
Где посмотреть: Театр им. А.С. Пушкина, филиал
Когда: 16, 17 марта
В комнате Герды происходят чудеса: из стен выезжают столы и стулья, ежики и крысы; высунувшаяся откуда-то рука протягивает героине розы. Комната — это еще один персонаж спектакля, она помогает Герде рассказать сказку Ханса Кристиана Андерсена. В этом спектакле возможности кукольного театра кажутся безграничными: почти все предметы, да и сама героиня, на глазах у зрителей постоянно трансформируются. И непонятно, действительно ли Герда искала Кая, или, оставаясь в комнате, играла с населяющими ее фантомами. И кто она, эта Герда, — юная девушка или старуха с морщинистой кожей?
«Проза», «Электротеатр «Станиславский», Москва. Композитор и режиссер Владимир Раннев
Где посмотреть: «Электротеатр «Станиславский»
Когда: 21, 22 марта
Два литературных произведения — рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и чеховская повесть «Степь» — существуют на сцене параллельно, дополняя и оттеняя друг друга. «Степь», которую Владимир Раннев положил в основу своего музыкального опуса, исполняют артисты хора, стоя за прозрачным экраном, отделяющим сцену от зала. На этом же экране зрители могут прочитать рассказ «Жених», в котором родители маленькой девочки усыновили ее убийцу: художница Марина Алексеева превратила его в комикс с рисунками и надписями. Для большей выразительности хористов иногда подсвечивают, превращая в оживших героев комикса.
«Утопия», Театр наций, Москва. Режиссер Марат Гацалов
Где посмотреть: Театр наций, Малая сцена
Когда: 1, 2 апреля
Главному герою предложили восстановить кафе «Утопия», работавшее в 1990-е. Да так, чтобы все в нем было как раньше — не лучше. Разыскав жену и сына, с которыми он не виделся много лет, герой открывает кафе, где они теперь работают втроем. Сценография Ксении Перетрухиной превращает реалистическую историю в подобие библейской притчи. Герои лежат на сцене или ползают по ее черному планшету, а зрители видят их отражения в зеркале, подвешенном сверху. В зеркальном мире люди сидят на ветвях дерева, вокруг которого рассыпаны яблоки, парят, бегают. И могут только мечтать о том, чтобы существовать в жизни так же свободно.
«Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?)», Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль. Режиссер Евгений Марчелли
Где смотреть: Театр наций, Малая сцена
Когда: 3, 4 апреля
Каждый вечер Марта и ее муж Джордж затевают странную игру: любовь-ненависть, связывающая героев, заставляет их смешить и дразнить друг друга, издеваться, совершать неожиданные поступки, вплоть до площадной брани и рукоприкладства, лишь бы вывести партнера из себя, рассмешить или заставить по-настоящему заплакать. У них неожиданно появляются зрители: молодая пара, недавно приехавшая в университет. В их присутствии Марта и Джордж снова пытаются разобраться в своих отношениях, вовлекают пару в игру и выясняют, какие секреты скрывает их счастливый брак.
«Орфические игры. Панк-макраме», «Электротеатр «Станиславский», Москва. Режиссер-постановщик Борис Юхананов
Где смотреть: «Электротеатр «Станиславский»
Когда: 6–11 апреля
Экспериментальный спектакль «Электротеатра» удивляет своим размахом: он идет шесть дней подряд утром и вечером и состоит из 33 актов. 100 молодых режиссеров, выпускники Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова, получили задание поставить по одному фрагменту из мифа об Орфее (в разных литературных обработках), работая в разных стилях и используя непривычные технологии. А затем их работы объединили в спектакль. Можно посмотреть всего одну или две части «Орфических игр». Но чем больше удалось увидеть, тем сильнее затягивает этот фантастический мир.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Театр им. А.С. Пушкина, Красноярск. Режиссер Олег Рыбкин
Где смотреть: Театр «Новая опера»
Когда: 12 апреля
Два молодых человека — приятели Гамлета Розенкранц и Гильденстерн стоят на сцене под светом прожекторов. Что-то пошло не так: они попали в мир, где монета всегда падает одной и той же стороной вверх, их окружают странные люди и происходят непонятные события. Молодые люди растеряны, пытаются осознать, что случилось, ищут логику в чужих бессвязных поступках и в каждом акте оказываются в новом пространстве — зрители переходят туда вместе с ними.
«Антигона», Камерный театр, Воронеж. Режиссер Михаил Бычков
Где смотреть: Театр наций, Малая сцена
Когда: 12, 13 апреля
Что делать — беспрекословно выполнять распоряжения власти или поступить так, как подсказывает совесть? Михаил Бычков в своем спектакле пытается решить этот извечный вопрос с помощью точно выстроенных диалогов и предельной искренности актерской игры. Креон, представляющий власть, уверен в своей правоте и готов почти на все, чтобы ее отстоять: лгать, изворачиваться, оказывать психологическое давление. У юной худенькой Антигоны от страха дрожат коленки. Она не похожа на трагическую героиню — просто не может жить по правилам, установленным Креоном.