Что смотреть на «Золотой маске»
Главный театральный форум страны «Золотая маска» стартовал в Москве. До 15 апреля — дня вручения премии — на сценах столицы будут показывать спектакли, привезенные из разных городов и претендующие сразу на несколько наград. Мы выбрали 10 постановок театров Санкт-Петербурга, Перми, Хабаровска, Екатеринбурга, Новосибирска и других, которые будет сложно увидеть вне программы фестиваля.
«Губернатор», БДТ имени Г. Товстоногова, Санкт-Петербург
Премьера «Губернатора» состоялась в прошлом году, накануне 100-летия Октябрьской революции. Режиссер Андрей Могучий поставил спектакль по одноименному рассказу Леонида Андреева — о губернаторе, приказавшем расстрелять толпу бастующих рабочих. Это история одинокого человека, который живет в ожидании смерти и мечется между долгом и совестью, властью и состраданием.
Художник спектакля — Александр Шишкин — создал пространство, которое то увеличивается до размера сцены, то сужается до похожей на гроб комнаты. В «Губернаторе» звучит музыка Олега Каравайчука и фрагменты из «Симфонии гудков» Арсения Авраамова.
«Чук и Гек», Александринский театр, Санкт-Петербург
Постановка «Чук и Гек» — вторая работа молодого режиссера Михаила Патласова на Новой сцене Александринского театра. В основе спектакля — одноименный рассказ Аркадия Гайдара о двух московских мальчишках, которые отправились вместе с мамой к отцу-геологу в тайгу. Но режиссер смотрит на этот детский рассказ через тему репрессий и вплетает в него документальные тексты — дневники узников ГУЛАГа, записанные драматургами Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской. Действие развивается на сцене, а отрывки из писем и дневников заключенных транслируют на видеоэкран.
«Есть большая тема покаяния народа, а есть частные истории. Меня они интересуют больше. Я хочу через них показать, что тема репрессий до сих пор не отболела, она актуальна».
«Пассажирка», Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
Екатеринбургская постановка оперы «Пассажирка» Моисея Вайнберга — премьерная для российской сцены: до этого ее ставили только в Польше и Германии. Либретто к опере написала Александра Медведева по одноименной новелле польской писательницы Зофьи Посмыш. Дирижер-постановщик — Оливер фон Дохнаньи.
Действие разворачивается на трансатлантическом лайнере, где бывшая надзирательница Освенцима (сегодня светская дама, жена дипломата) узнает в пассажирке бывшую узницу. В постановке тесно переплетаются два времени: благодаря подвижным декорациям зрители видят то корабельные интерьеры — настоящее, то лагерные нары — прошлое.
«Cantos», Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского
Оперу для скрипки соло, камерного хора MusicAeterna и ударных написал специально по заказу Пермского театра оперы и балета российский композитор Алексей Сюмак. В ее основе — биография и главное произведение американского поэта-модерниста Эзры Паунда — «Cantos». Поэма посвящена истории культур и цивилизаций.
«Cantos» играется всего для 150 человек. Необычно, что зрителей рассаживают на сцене, герои постановки появляются из зала, а действие охватывает даже пространство перед театром. Исполняется опера на английском, латинском, греческом, французском и других языках.
«Родина электричества», Воронежский государственный театр оперы и балета
Композитор Глеб Седельников в 1980-х годах написал единственную оперу по произведениям Андрея Платонова — «Лампочка Ильича» для Камерного музыкального театра Бориса Покровского. В основе оперы — ранняя проза Платонова: рассказы«О потухшей лампе Ильича» и «Родина электричества», «Сампо» и «Афродита», фрагменты из первого сборника писателя — «Электрификация». Тогда постановка так и не случилась. Мировая премьера этой оперы уже с новым названием — «Родина электричества» — состоялась в июне 2017 года в Воронеже.
Опера рассказывает о строительстве электростанции в деревне Рогачёвка под Воронежем в первые годы после революции. А точнее — о жителях этой деревни, уверенных в новом мире и лучшем будущем.
«Воительница Джырыбына», театр «Олонхо», Якутск
Премьера спектакля «Воительница Джырыбына» состоялась в феврале 2017 года. Для режиссера Матрены Корниловой это первая крупная работа. За основу режиссер взяла древний эпос народа саха — она обращается к традициям и знаниям предков, шаманским обрядам и культовой символике. В спектакле звучат якутские песни, артисты исполняют народные танцы.
«Воительница Джырыбына» — это сказочная история о девушке Джырыбыне, которая открывает в себе фантастические способности. Она отважно борется с колдунами и демонами Срединного мира, обретает себя и находит любовь.
«Золушка», Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского
Пермская «Золушка» — новая интерпретация классического балета Сергея Прокофьева. Главный балетмейстер театра оперы и балета Алексей Мирошниченко перенес действие в 50-е годы XX века — в период хрущевской оттепели.
«Это грустный, но светлый спектакль. Наши герои оказываются «высланными» из Москвы в Пермь, но взамен они получают успешную творческую судьбу и долгую счастливую совместную жизнь».
В новой «Золушке» вместо мачехи и падчерицы — прима Большого театра и юная танцовщица, которую берут на главную роль. Придворных подданных Мирошниченко заменил на многочисленных чиновников Советского Союза, а принцем сделал приглашенного артиста Парижской оперы.
«Детство», Театр юного зрителя, Хабаровск
Спектакль по одноименной повести Льва Толстого поставили в хабаровском Театре юного зрителя. Главный герой, десятилетний Николенька, вспоминает первую любовь — Сонечку Валахину, ссоры с учителем, маму.
«Наш спектакль — воспоминание или сон о Рае. Идеал, воплощенный Львом Толстым в «муравейных братьях», вера в «зеленую палочку», могущую уничтожить «все зло в людях и дать им великое благо» — остался в прошлом, в нашем детстве, и мы можем его только светло вспоминать».
«Я здесь», театр «Старый дом», Новосибирск
В основе пластического спектакля Максима Диденко — авангардная поэзия Льва Рубинштейна. Режиссер собрал обрывочные фразы, записанные поэтом на библиотечных карточках в 70-х годах XX века, и создал на их основе цельную постановку на тему отношений человека с властью.
«Мне интересно «Я здесь» в контексте нашего общества, нашей страны, сегодняшнего времени, дыхания народа и дыхания государства. Я исследую те корни повиновения и те системы подавления, которые в принципе существуют в природе государственной машины и цивилизационного механизма, которые регулируют голую природу человека».
Специально для постановки композитор Александр Карпов написал музыку и сочинил хоралы, а видеохудожник Олег Михайлов создал на сцене трехмерное кино.
«Театр теней Офелии», театр-студия «Грань», Новокуйбышевск
Денис Бокурадзе и Артем Филипповский поставили спектакль-эксперимент по короткой сказке детского писателя Михаэля Энде. В постановке есть и заснеженная средневековая площадь немецкого городка, и вертеп, и маленький театр, где играют крошечные куклы, и экраны с тенями.
Актеры управляют марионетками теневого театра, шарнирными и планшетными куклами, играют за ширмами. Художница Алиса Якиманская создала декорации и костюмы, благодаря которым перед зрителем предстает мир из старинных легенд.
Где и когда посмотреть спектакли «Золотой маски» — читайте в афише.
Автор: Евгения Ряднова