Хранитель «Щуки»
Исполняется 120 лет со дня рождения актера, режиссера и театрального педагога Бориса Захавы.
Ученик Вахтангова и Мейерхольда, участник первой постановки «Принцессы Турандот» 1922 года, Борис Евгеньевич Захава на протяжении нескольких десятилетий руководил Театральным училищем имени Щукина и вручал дипломы выпускникам, которые сегодня сами считаются мэтрами. Его стараниями в училище поддерживалась особая «вахтанговская» атмосфера. В своих воспоминаниях о зарождении вахтанговской студии Захава описал важный, символический эпизод: в ходе вечеринки по случаю громкого провала спектакля «Усадьба Ланиных» художник Юрий Романенко предложил студийцам: «Давайте возьмемся за руки и образуем цепь! Теперь минутку помолчим, и пусть эта цепь навсегда свяжет нас друг с другом в искусстве». «Мы сделали, как он просил. И были очень взволнованы, — вспоминал Захава. — И потом Вахтангов часто повторял своим ученикам: «Держите цепь!..» Солидарность, эстетическое единомыслие и отношение к театру как к празднику — на страже этих вахтанговских принципов стоял ректор Захава.
Борис Захава вырос и получил образование до революции. В театральный кружок пришел из Московского коммерческого института. В 1913 году случай привел его в компанию студентов-любителей, с которыми начал заниматься молодой актер и режиссер Первой студии МХТ Евгений Вахтангов. «Нет, не понравился он мне с первого взгляда! — вспоминал Захава эпохальную встречу с будущим учителем. — Критическим оком оглядел я его с ног до головы и мысленно произнес суровый приговор: «Денди! Пижон!» Впоследствии и Вахтангов позволял себе суровую критику в адрес ученика. Однажды Захава после разноса Евгения Багратионовича несколько часов просидел в гримерной, а Вахтангов все это время ждал его в темном безлюдном фойе. «Ну что? Очень сильно я вас распушил? Ничего, так надо. Я знаю, вы будете отлично играть эту роль».
После смерти Вахтангова Захава стажировался у Мейерхольда как режиссер, а также играл в его спектаклях. Огромный успех ему принесла роль купца Восмибратова в знаменитой постановке «Лес». Обычно эту роль играют обладатели внушительных габаритов, а Захава был довольно субтильным. До актера докатилась обидная шутка Немировича-Данченко: «Захава — Восмибратов? Какой же он Восмибратов? Он — Пятибратов!» Но Захава придумал крайне оригинальный, неожиданный ход, блестяще сыграл купца на репетиции и был утвержден Мейерхольдом в основной состав исполнителей.
Помимо прочих ипостасей, Борис Захава — теоретик искусства театра, и в своих трудах он замечательно точно анализировал метод Мейерхольда: «Мейерхольдовские приемы обладали многими ценными качествами: яркостью, выразительностью, сценичностью, театральностью. Одного им очень часто не хватало: органичности. А без органичности нет жизненной убедительности на сцене, нет стопроцентной правды». Оставаясь благодарным учеником Мейерхольда, Захава относился к его методу с долей критичности. Все-таки главным и совершенным авторитетом в театре остался для него Вахтангов.
К сожалению, Борис Захава почти не снимался в кино. Только две картины есть в его фильмографии. Зато какие! Печально знаменитый «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна (уничтоженный шедевр, существующий сейчас только в качестве «фотофильма») и «Война и мир» Сергея Бондарчука. В фильме по роману Толстого Захава сыграл фельдмаршала Кутузова. Примечательно, что начал свой актерский путь он с роли Наполеона: французского императора юный Захава сыграл в любительском спектакле в кадетском корпусе, где тогда учился.