Короли манежа
Решили вспомнить известные цирковые династии России и знаменитых клоунов. Дуровы, Запашные, Кио, Багдасаровы, Филатовы. Михаил Румянцев, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин. Эти потрясающие семьи, эти замечательные люди сделали нашу жизнь добрее.
- ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ
- КЛОУНЫ
Дуровы
Цирковая династия с дворянскими корнями и знаменитой кавалерист-девицей Надеждой Дуровой в анамнезе. Владимир Леонидович Дуров (1863–1934) и его младший брат Анатолий (1864–1916) с детства грезили о цирке. Только Толю влекла клоунада, а Володя хотел стать дрессировщиком. Повзрослев, младший брат поступил в балаган Вайнштока, а старший — в цирк-зверинец Винклера. Цирковая судьба у обоих братьев сложилась удачно. Анатолий стал настоящим «королем шутов», как писали афиши, а Владимир открыл собственный дом для зверей о котором мечтал много лет.
«Уголок Дурова» появился в Москве на улице Старая Божедомка (ныне улица Дурова) 8 января 1912 года. «Уголок дедушки Дурова», «Страна чудес дедушки Дурова», «Театр зверей имени В.Л. Дурова» — эти названия знакомы не только москвичам, но и гостям столицы, заезжим туристам. Владимиру Леонидовичу удалось создать необычный дом, подобного которому нет в мире. «Уголок Дурова» — это и театр, где выступают животные, и музей, и научная лаборатория, в которой изучают психологию животных.
После смерти Дурова в 1934 году «Уголком» руководила его дочь — Анна Дурова-Садовская. С тех самых пор его возглавляют потомки династии. Сегодня художественным руководителем «Уголка» является правнук Владимира Леонидовича — Юрий Дуров.
Запашные
Родоначальником этой династии стал клоун Карл Томсон — прибалтийский немец, выступавший в России в конце XIX столетия под псевдонимом Мильтон. Его дочь Лидия (1905–1960), цирковая наездница и гимнастка, вышла замуж за силового акробата Михаила Запашного (1900–1982) — так появилась в цирковой среде фамилия Запашных.
У Лидии и Михаила было пятеро детей: Сергей (1926–1980), Вальтер (1928–2007), Анна (1931), Мстислав (1938) и Игорь (1940). Семья жила в Ленинграде и во время Великой Отечественной была эвакуирована из блокадного города в Поволжье. Саратовский цирк стал альма-матер для молодого поколения Запашных — Вальтера, Мстислава и Игоря. Братья выступали в разных жанрах — от клоунады и джигитовки до дрессировки лошадей и укрощения хищников. В 1954 году братья в полном составе, Вальтер, Мстислав, Сергей и Игорь, выпустили номер «Акробаты-вольтижеры», равного которому до сих пор нет в мире. Затем братья разделились — Вальтер и Мстислав стали дрессировщиками.
Мстислав Запашный параллельно с работой в цирке окончил ГИТИС и стал режиссером цирковых программ «Спартак», «К звездам», «Русская зима», «Слоны и тигры»… В 1992 году он возглавил Сочинский государственный цирк. А в 2001 году на его арене состоялась премьера уникального номера «Тигры в зеркальных шарах. Триумф XXI века», созданного его сыном — Мстиславом Запашным.
Брат Вальтер, автор нескольких книг по дрессуре и создатель известного аттракциона «Среди хищников», в котором работали тигры, львы, пантеры и рыси, в 70 лет вышел на пенсию а свое детище передал сыновьям — Эдгарду и Аскольду. Эти два брата-красавца на сегодняшний день самые популярные дрессировщики-шоумены из рода Запашных.
Кио
Династия иллюзионистов, основателем которой был Эмиль Теодорович Кио (1894–1965). Он был первым, кто перенес свои выступления со сцены на цирковую арену и избавился от традиционной восточной атрибутики в пользу строгого черного фрака. Его номера «Сжигание женщины», «Превращение женщины во льва», «Распиливание женщины» вошли в мировой фонд искусства иллюзиона. В 1960 году Эмиль Кио был признан лучшим фокусником мира.
Его сыновья Эмиль (1938) и Игорь (1944–2006) продолжили дело отца.
Эмиль-младший не сразу стал иллюзионистом. Сначала окончил МИСИ и несколько лет работал инженером. Полученные знания помогли ему в конструировании реквизита для выступлений вроде «волшебной веревки». Младший брат Игорь с детства мечтал стать иллюзионистом и целенаправленно шел к этой цели. Он, конечно, ввел в свой репертуар популярные фокусы своего отца, но предпочитал придумывать собственные.
Игорь Кио — автор таких известных номеров, как «Моды», «Аквариум», «Рояль в воздухе», «Ящик гудения», «Появление медвежонка»… Его называют «королем волшебников», и на сегодня он единственный в мире иллюзионист, удостоенный международной премии «Оскар», которая была ему вручена в Бельгии с формулировкой «Лучшему артисту».
Багдасаровы
Эта династия укротителей тигров ведет свое начало с циркового гимнаста Николая Андреевича Язева (1915–1991) — деда по материнской линии Карины (1973) и Артура Багдасаровых (1978). Их отец — Михаил Багдасаров (1945) — вырос за кулисами цирка и уже в 18 лет начал работать дрессировщиком вместе с Маргаритой Назаровой. А в 1979 году поставил собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса «Давид Сасунский» в котором работали львы, тигры, пантеры, ягуары, леопарды и пумы.
В 1991 году Михаил Багдасаров с дочерью Кариной сделал новый аттракцион «Тигры-шоу» с 18 уссурийскими тиграми. Через два года династию укротителей продолжил младший сын Багдасарова — Артур. Тигры Багдасаровых выступали не только на арене цирка, но даже снимались в кино — в известной и любимой многими картине «Полосатый рейс».
Филатовы
Династия ведет свой отсчет с 1836 года, когда губернатором Нижнего Новгорода было выдано разрешение для работы на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии — Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) — дрессировщик хищных животных и основатель системы зооцирков в СССР.
В семье Ивана Филатова и его жены Таисии (гротеск-наездницы) было 13 детей, но только двое из них — Мария (1904–1975) и Валентин (1920–1979) работали в цирке. Мировую известность Валентину принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный в 1949 году. По стопам своего отца и деда пошли дочери Валентина Ивановича — Людмила и Татьяна.
Вместе с мужьями они сделали ряд таких программ, как «Цирк зверей», «Леопарды и лошади», «Индийский слон», «Акробатический этюд с шимпанзе». А «Иллюзия с дрессированными животными» — это уже программа Юлии Филатовой, внучки Валентина Ивановича. В 2001 году Юлия вместе с мужем Андреем Клыковым образовали собственный «Цирк зверей» имени В.И. Филатова.
Клоун Карандаш — Михаил Румянцев (1901–1983)
Румянцев окончил московскую Школу циркового искусства по классу акробатов-эксцентриков. Сначала он выходил на арену в образе Чарли Чаплина, но в 1935 году придумал себе псевдоним Карандаш и слегка подправил образ: сохранил чаплинские черные усики, мешковатый костюм, огромные ботинки, а шляпу выбрал с остроконечной тульей… И никакого накладного красного носа: Карандаш — обычный человек, немного неуклюжий, но остроумный, жизнерадостный и находчивый. Клоун — главный универсал в цирке, и Румянцев не был исключением: работал одновременно в нескольких жанрах — акробатике, гимнастике, дрессировке…
Другим фирменным знаком Карандаша стал шотландский терьер по кличке Клякса. А главным стилем — едкая сатира, с помощью которой во время Великой Отечественной войны Карандаш высмеивал руководителей фашистской Германии. Да и в мирное время его репертуар состоял из злободневных сатирических реприз.
Румянцев проработал в цирке 55 лет. Он стал первым советским клоуном, чья популярность шагнула за пределы страны: в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Бразилии и Уругвае были его поклонники. Сегодня имя Михаила Румянцева носит Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Солнечный клоун — Олег Попов (1930–2016)
Выпускник училища циркового искусства дебютировал на арене в 1951 году. Олег Попов владел несколькими жанрами, которые использовал в своих выступлениях: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада. Солнечный клоун находил смешное и трогательное в окружающей жизни. В конце 1980-х Олег Попов уехал из России. Жил в Германии под Нюрнбергом.
Юрий Никулин (1921–1997)
Юрий Никулин не просто клоун, а популярный артист, воплотивший на экране самые разные, в том числе и драматические образы.
Никулин не сразу стал клоуном. Прямо со школьной скамьи он был призван в армию, участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. В 1946-м пытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но провалился и пошел в Студию разговорных жанров при Московском цирке, которую и окончил в 1949 году. Свою цирковую карьеру Никулин начал под руководством Карандаша. Позднее появился дуэт Никулина с Михаилом Шуйдиным, пользовавшийся большой популярностью у зрителей. Творческое кредо Никулина — сокрушительный юмор при полной внешней невозмутимости. А за внешне грубым и глупым образом нет-нет да и выступит мудрая и ранимая душа клоуна… Выходя на манеж, Никулин всегда был смешон, органичен и трогателен. Он создал множество реприз и скетчей, самые известные из них — «Маленький Пьер», «Трубка мира», «Бревно».
Никулин проработал на арене более 50 лет. В 1982 году Юрий Владимирович возглавил Цирк на Цветном бульваре, который сегодня носит его имя. Под его руководством здесь были поставлены такие программы, как «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Бульвар нашего детства» — всех не перечислить. Сегодня памятник клоуну Никулину как талисман охраняет родной Цирк на Цветном.
Леонид Енгибаров (1935–1972)
Клоун-мим, создавший уникальный образ грустного шута, философа и поэта. Его репризы не столько заставляли смеяться, сколько размышлять.
Енгибаров окончил Государственное училище циркового искусства и еще студентом выбрал для себя образ коверного мастера пантомимы. Он был первым клоуном, создавшим на арене цирка поэтическую клоунаду. Его выступления поначалу не нравились публике, и коллеги даже советовали сменить амплуа. Но спустя три года Енгибаров стал звездой. Его поэтические репризы не только смешили, но несли глубокий философский смысл. Не произнося ни единого слова, этот клоун говорил со зрителями о любви и ненависти, одиночестве и уважении к человеку. В 1964 году к артисту пришла мировая слава. На Международном конкурсе клоунов в Праге 29-летний Енгибаров получил первую премию. Клоун-мим с успехом гастролировал по стране и за ее пределами, выступал с пантомимой на эстраде и снимался в кино. В 1971 году Енгибаров ушел из цирка, создал свой театр пантомимы и выпустил спектакль «Звездный дождь» — последнее что он успел сделать при жизни.
Юрий Куклачев (1949)
Руководитель и основатель Театра кошек.
Главный кошатник страны с детства мечтал стать клоуном. В течение семи лет пытался поступить в цирковое училище, но его не брали из-за отсутствия таланта. Куклачев поступил в ПТУ, а по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь». Его цирковой дебют состоялся в 1967 году на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Здесь на него наконец обратили внимание цирковые педагоги и пригласили учиться в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
С кошкой на арене Куклачев впервые появился в 1976 году. Выступление произвело сенсацию, поскольку считалось, что кошки не поддаются дрессуре. Дальше — больше, его программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» шли на ура и в России, и за рубежом. В 1990 году Куклачев открыл первый в мире Театр кошек. Гастроли театра проходят по всему миру, он удостоен самых разных наград и званий. Больше всего театр Куклачева любят во Франции: именно в Париже ему вручили золотой кубок и назвали «самым оригинальным театром в мире».
Сегодня в Театре кошек работает и сын Юрия Куклачева — Дмитрий (1975). Выпускник циркового училища, он в 1991 году получил приз «Золотая кошка» в Англии. А теперь ставит большие сольные спектакли с участием 70 пушистых артистов. Так род Куклачевых тоже стал цирковой династией.
Вячеслав Полунин (1950)
Вячеслав Полунин — актер-мим, клоун, режиссер. Начал сочинять юмористические номера еще в детстве и, окончив школу в маленьком городе Новосиль, отправился в Ленинград, чтобы стать артистом. Высшее образование получил в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа.
В 1980-е годы Полунин создал театр «Лицедеи», номера и герои которого хорошо знакомы каждому из нас: легендарный «Асисяй!» (смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках с большим надувным телефоном), «Низя» и «Грустная канарейка». Вячеслав Полунин — один из основателей «Академии дураков», организатор «Мим-парада».
Зарубежная пресса назвала его лучшим клоуном мира. А его «Снежное шоу» признано театральной классикой ХХ века.