Культпоход по питерским театрам

Культпоход по питерским театрам

Театральной истории Санкт-Петербурга — 260 лет. За два с половиной столетия в городе на Неве количество театров и площадок перевалило за сотню. Драматические, оперные, музыкальные и театры кукол. В культурной столице даже дети удостоились собственного театра балета. А климат навеял вдохновение для создания Театра дождей. Приглашаем заглянуть в историю и на сцены десятка известных петербургских театров.

Театр, учрежденный сенатским указом

Александринский театр
Александринский театр
Санкт-Петербург

Два с половиной столетия Александринка имела статус главного императорского театра, но лишь спустя 80 лет после открытия театр получил свое здание — в центре Невского проспекта. Проект великого архитектора Карла Росси. Назван театр был в честь супруги Николая I — Александры Федоровны. В этих стенах бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Чайковский. На этой сцене состоялись премьеры практически всех произведений классики русской драматургии — от «Горя от ума» Грибоедова до пьес Островского и Чехова.


Первый музыкальный театр в России

Мариинский театр (Основная сцена)
Мариинский театр (Основная сцена)
Санкт-Петербург

Легендарная Мариинка, обязанная своим названием монаршей особе — супруге императора Александра II, Марии Александровне. Даже эмблема театра, занавес, повторял рисунок шлейфа платья императрицы. Синий бархат, серебряная парча, лепнина и скульптура — в столь изысканном интерьере поселилось высокое искусство: опера и балет. 23 тысячи хрустальных подвесок звенели от раскатистого баса Федора Шаляпина. Секрет акустики Мариинского театра — осколки хрусталя, которые специально поместили под сценой и оркестровой ямой. Особый «почетный артист» Мариинки — колокол, расположен за сценой. Занят в операх «Хованщина» и «Борис Годунов».


Театр, что вырос на месте рощи

Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке
Молодежный театр на Фонтанке
Санкт-Петербург

Молодежный театр на Фонтанке был открыт на месте «ботанического двора», особо охраняемого еще по указу Петра I. В начале ХХ века здесь разместился сад «Буф» с театром. Сценическая площадка не закрывалась даже во время войны, хотя здание театра окружали огороды и зенитная батарея. Активные поиски молодого театрального поколения начались с 1980 года спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Бориса Голлера. Создатель молодежного театра — Владимир Малыщицкий. Главная особенность сегодняшнего театра-сада — соавторство и сотворчество актеров и режиссеров на сцене.


«Балтийский дом». Театр-фестиваль

Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Балтийский дом
Санкт-Петербург

Создатели тогда еще ленинградского «Ленкома» решили сделать театр актуальным для зрителя, сохранив традиции русской театральной школы. На этой сцене играли звездные Нина Ургант, Наталья Тенякова, Олег Даль. Театр-фестиваль продолжает традиции предшественника и создает новые: здесь родились сразу три фестиваля: международный — «Балтийский дом», первый смотр русскоязычных театров СНГ и Балтии «Встречи в России» и фестиваль моноспектаклей «Монокль». На этой сцене вышли первые сценические версии известных произведений «Похороните меня за плинтусом» и «Одиночество в сети».


Театр комедии, который начинался… с трагедии

Академический театр комедии им. Н. П. Акимова
Академический театр комедии
Санкт-Петербург

Шекспировский «Гамлет» был первой постановкой в знаменитом здании стиля модерн на углу Невского и Малой Садовой. В Доме Елисеевых в 1929 году в театральном помещении разместился Театр сатиры, а через два года Сатиру слили с Комедией. Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов — славные имена этой сцены. В середине 30-х годов театр оказался на грани закрытия. Спас ситуацию молодой режиссер Николай Акимов. Ставил Зощенко и Шварца. Спектакль «Тень» долгие годы остается визитной карточкой Театра комедии. В сегодняшней афише — как дань памяти и благодарности талантливому режиссеру.


Рожденный в дни блокады

Академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской
Санкт-Петербургский театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Санкт-Петербург

Театр имени Веры Комиссаржевской открылся 18 октября 1942 года спектаклем «Русские люди» по произведению Константина Симонова. На сцену вышли актеры эвакуированных театров. Еще до окончания войны труппа получила здание, в котором в начале ХХ века играла Вера Комиссаржевская, покинувшая сцену тогда еще императорского Александринского театра. Великая актриса играла на этой сцене героинь из пьес Ибсена и Горького. Век спустя Комиссаржевка отдает предпочтение современной драме. К примеру, недавняя премьера — «Прикинь, что ты — Бог» по пьесе румынского писателя и журналиста Матея Вишнека.


ВИА «Поющие гитары», выросшие до театра «Рок-опера»

Санкт-Петербургский государственный театр «Рок-опера»
Рок-опера
Санкт-Петербург

Началом этой театральной истории стала культовая премьера оперы-мистерии «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского. ХХI век в этом театре встретили под звуки рок-оперы-фарса «Корабль дураков». На языке карнавального шоу актеры разговаривали со зрителем о вечных ценностях. В 2003 году с одобрения композитора Андрея Петрова на сцену этого театра пришла пушкинская история — по мотивам «Капитанской дочки» — «Куда путь держишь, ваше благородие?…» Композитор переработал бродвейский проект мюзикла «Captain’s Daughter», дописав новые арии и эпизоды.


Театр-эксперимент, ровесник перестройки

Театр «Особняк» г. Санкт-Петербург
Особняк
Санкт-Петербург

«Особняк» был создан 1 июня 1989 года и сразу прославился на весь Петербург оригинальными постановками художественного руководителя Игоря Ларина. Театр-студия, театр-клуб, актуальный театр привлекал неформатными и нестандартными спектаклями по классической и современной драматургии, рассчитанными на «продвинутого» зрителя. Благодаря маленькому пространству актеры находятся от зрителя буквально на расстоянии вытянутой руки. «Особняк» одним из первых стал работать на стыке жанров, совмещая актерскую игру с танцем, пластической импровизацией и вокалом. Спустя почти 30 лет театр по-прежнему делает ставку на философский материал, привлекая зрителя театральными экспериментами.


Первый в России театр марионеток

Санкт-Петербургский государственный театр марионеток имени Е.С. Деммени
Государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени
Санкт-Петербург

Создан петроградскими художниками во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой сразу после революции. Сцена театра расположилась в историческом здании, где в начале ХХ века находился концертный зал Общества любителей музыки и дебютировал Дмитрий Шостакович. В 30-х годах здесь творил один из основателей отечественного театра кукол, актер и режиссер Евгений Деммени. Свои первые пьесы для театра писал Евгений Шварц и Самуил Маршак. Впервые в куклах на эту сцену вышли герои произведений Сервантеса, Шекспира, Мольера, Пушкина, Гоголя, Чехова. И сегодня театр хранит свои традиции и бесценные сокровища — более тысячи великолепных марионеток.


Театр, где живет сказка

Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки
Кукольный театр сказки
Санкт-Петербург

Санкт-петербургский кукольный театр свой первый спектакль показал еще во время войны, в только что освобожденном от блокады городе. Сказку детям, перенесшим тяжелые испытания, подарили три ленинградские актрисы, вернувшиеся с фронта. Екатерина Черняк — первый руководитель театра и драматург; Елена Гилоди и Ольга Ляндзберг — актрисы и заслуженные артистки России. В театре живет настоящая сказка: в фойе летают фантастические животные, зрителя встречает фея Театра. Труппа вот уже 70 лет стремится со сцены нести красоту и гармонию, приглашает зрителя в «закулисье» и радует новыми спектаклями. Скоро — «История бабочки».


Обсуждение закрыто.