Михаил Светин. Солист эпизода
Артист от Бога сыграл в театре и кино больше ролей, чем многие выпускники театральных вузов. У Михаила Семеновича не было актерского образования, зато был настоящий природный талант. «Фарс, эксцентрика – вот это мое, обожаю. Ну, клоунское что-то у меня есть», — говорил он о себе.
Родился Михаил Светин 11 декабря 1930 года в Киеве. В 1958 году окончил Киевское музыкальное училище по классу гобоя. Путь на большую сцену был не из легких. Сам артист вспоминал: «Целое лето ездить по области, в открытых машинах, грузовиках. Два ящика сзади, где реквизит и костюмы, и поддатый всегда водитель грузовика, который путался и не мог найти, в какой колхоз мы едем. И мы приезжали, все в пыли, только зубы белые, суслики нас везде провожали, и мы врывались в деревню».
Михаил Светин работал актером в Театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина, в драматических театрах Камышина, Иркутска, Петропавловска, Пензы, Кемерова, в Киевском театре оперетты. С 1970 года служил в Ленинградском Малом драматическом театре, а с 1980 года его театральная судьба связана с Санкт-Петербургским академическим театром комедии имени Акимова.
Среди самых ярких театральных работ – спектакли «Таланты и поклонники», «Карлсон снова прилетел», «Двенадцатая ночь», «Трудные люди», «Тень», «Свадьба Кречинского».
«Публика замечательно его принимала, а финал, когда он выходил кланяться, – это надо было видеть, что это такое было, как его любила публика. Я считаю, что его главное звание не «Народный артист», а «Любимый артист».
Кинематографическую славу Михаилу Светину принесли роли в фильмах «Чародеи», «Афоня», «Не может быть», «Человек с бульвара Капуцинов», «12 стульев», «Безымянная звезда», «Любимая женщина механика Гаврилова». Король эпизодов не играл главные роли. Но именно реплики его персонажей запоминались и расходились на цитаты.
Он снялся более чем в 120 фильмах. Любимой считал роль в картине Константина Ершова «Не было бы счастья…». В ней Михаил Светин, по его же словам, практически сыграл самого себя: «Люблю эту картину. Жаль, она не очень известна, хотя в ней снимались прекрасные актеры – например, молодой Андрей Мягков. Да я и сам тогда был не старый – чуть больше пятидесяти. В ней я играл маленького одинокого человечка, которому не с кем поговорить. Поэтому вечерами мой герой выходит в подъезд с ведром в руках и ждет, пока кто-нибудь не сядет в лифт. Последним вбегает в него и будто случайно подпрыгивает. Лифт застревает – и начинается долгожданное общение… Мне, как и этому персонажу, всю жизнь тоже не хватало собеседников…»
«Светлая память об актере всегда будет жить в сердцах тех, кто его знал и любил. Мои глубокие соболезнования всем, кому посчастливилось работать вместе с Михаилом Светиным в театре и кино», – подчеркнул министр культуры Владимир Мединский.
«Театральная летопись XX века». Михаил Светин. Часть 1-я
«Театральная летопись XX века». Михаил Светин. Часть 2-я