Не горюй! Ку!
Его полное имя — Реваз, но уменьшительное Резо давно стало легитимным не только в кругу друзей. Резо Габриадзе равно принадлежит двум мирам: кинематографу и театру. В первой жизни он сценарист, во второй — режиссер театра кукол.
Как определить амплуа Габриадзе? Он придумщик. Это его осенило поставить в Петербурге памятники чижику-пыжику и носу майора Ковалёва, а в Одессе — Рабиновичу. Здание его Театра марионеток в Тбилиси — любимая туристами и горожанами достопримечательность. Главная внешняя деталь театра — кривоватая башня с часами и балкончиком, на котором периодически появляются куклы. На фронтоне красуется девиз основателя и руководителя театра: «Extra cepam nihil cogito nos lacrimare («Пусть слезы текут у нас только при резке лука»). Замечательно, что спектакли этого театра могут видеть не только тбилисцы! Театр марионеток регулярно гастролирует в Москве, и попасть на спектакли непросто. «Осень нашей весны», «Сталинград», «Бриллиант маршала де Фантье», «Рамона» — каждое из этих представлений производит ошеломляющее впечатление. Фантазия Габриадзе неожиданна, безгранична. «Рамона», например, — это история любви… двух паровозов. Они страдают в разлуке, как люди. Или как лошади и муравьи — персонажи спектакля «Сталинград».
Габриадзе затеял Театр марионеток в 80-е годы, когда уже был состоявшимся кинодраматургом. «Тогда я придумал себе маленький кукольный театр, чтобы уйти от ответственности, абсолютно не зависеть от актеров, не засорять природу, иметь как можно меньше зрителей, чтобы меньше грешить незрелыми мыслями и неумением претворять их, — объясняет Габриадзе. — Я думал отдохнуть в этом театре. Оказался его заложником». Действительно, отдыхать у Резо Левановича не очень получается. Театр марионеток по-прежнему востребован престижными театральными фестивалями. А нынешней весной, в преддверии юбилея знаменитого сценариста и режиссера, в Музее Москвы открылась масштабная мультимедийная экспозиция «Резо Габриадзе. Необыкновенная выставка».
Так называется фильм, снятый в 1968 году режиссером Эльдаром Шенгелаей по сценарию Резо Габриадзе, — «Необыкновенная выставка». Герой картины — скульптор, променявший свой дар на доходный промысел — изготовление надгробных памятников. Они-то и являют собой необыкновенную выставку. Помимо нравоучительной метафоры, фильм Шенгелаи и Габриадзе включал в себя потрясающую галерею грузинских типажей, характеров.
Знание особенностей своих земляков, сочетание любви и иронии в отношении к ним помогли Габриадзе создать сценарии к фильмам «Не горюй!» и «Мимино». Сотрудничество с Георгием Данелией принесло Габриадзе успех и признание не только в родной Грузии, но и по всему СССР. В 1986 году, когда кризис Союза вошел в завершающую стадию, на экраны вышел новый фильм Данелии по сценарию Габриадзе — странная, хулиганская фантасмагория под чудны́м названием «Кин-дза-дза!». История приключений обычного советского прораба и скрипача — маменькиного сынка на планете Плюк приобрела большую популярность, а некоторые слова и выражения из чатланского языка (официального языка плюкан) перекочевали в наш лексикон: «Пацак пацака не обманывает. Это некрасиво, родной…», «Ку!», «А скрипач не нужен, родной. Он только лишнее топливо жрет». Жалостная песня про отсутствие «теплого пальта» вообще стала хитом. Габриадзе и Данелия примерили позднесоветскую реальность на мир несуществующей планеты, где жизнь подчинена законам не логики, но абсурда. Смачные диалоги, отлично выписанные характеры пацаков и чатлан — в «Кин-дза-дза!» проявились не только юмор и мудрость Габриадзе, но и горький дар предвидения. В следующие годы жизнь страны частенько напоминала сценарий этого фильма.
Потом они с Георгием Данелией сделали еще фильм — «Паспорт», но такого успеха, как предыдущие их картины, он не имел. Несмотря на то что мастер Резо давно и основательно «отдыхает» в театре кукол, хочется дождаться новых фильмов по его сценариям.