Роман Виктюк. Человек-сюрприз
Роман Виктюк — режиссер без возраста. Вернее, ему всегда где-то в районе двадцати. О нем часто услышишь: «скандальный», потому что в наше время это определение стало синонимом понятий «яркий», «нестандартный». Когда он появляется в репетиционном зале, на телеэкране и в радиоэфире — жди мощного энергетического воздействия, парадоксальных рассуждений, сенсационных заявлений. Виктюк — это целый мир, в котором действуют свои законы.
Роман Виктюк родился во Львове, первые спектакли поставил еще в школе и во Дворце пионеров. Сразу по окончании школы он поехал в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа. Яркого студента приглашали в московские театры, но он, окончив институт, вернулся домой. Играл в львовском ТЮЗе и там же ставил спектакли. Как режиссера Виктюка стали приглашать на постановки в киевские театры. В 70-е годы он работал в Русском драматическом театре в Вильнюсе. Там режиссер поставил спектакли, память о которых жива до сих пор: «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске» по пьесам Вампилова, «Валентина и Валентину» по пьесе Рощина. В середине 70-х Виктюк возвращается в Москву. Его привечают в Театре им. Моссовета, где он ставит спектакль по пьесе Арбузова «Вечерний свет» (в нем заняты Георгий Жженов, Нина Дробышева, Леонид Марков, Валентина Талызина, Геннадий Бортников), «Царская охота» (с Маргаритой Тереховой, Людмилой Шапошниковой и Леонидом Марковым в главных ролях). В 1978-м Роман Виктюк поставил в студенческом театре МГУ спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской «Уроки музыки».
«Я пришел и сказал этим академикам, профессорам, докторам наук и студентам: вы согласны репетировать и играть без разрешения? И мы репетировали. И мы играли. Другой вопрос — что театр на мне, на том спектакле закрыли вообще».
Самым знаменитым спектаклем Виктюка (и одним из самых знаменитых спектаклей в истории отечественного театра) стали «Служанки» в театре «Сатирикон». Премьера состоялась в 1988 году, в спектакле играли Константин Райкин, Николай Добрынин, Сергей Зарубин. Он был поставлен по пьесе французского драматурга Жана Жене. Поводом к шумихе послужило то, что женские роли у Виктюка играли мужчины. Хореографы Валентин Гнеушев и Алла Сигалова разработали для актеров специальную пластику. Смелыми были костюмы, которые создала художник Алла Коженкова, и грим от Льва Новикова. «Служанки» явили пример драматически-пластического театра, презревшего условности вроде привычного гендерного принципа распределения ролей. Коллектив спектакля объездил с гастролями полмира, Виктюк вырвался на международную орбиту. Впоследствии он делал версии «Служанок» с другими актерами на других сценах. Например — в Театре Романа Виктюка, который он организовал в 1990 году.
Думается, без своего театра Виктюк бы не смог. Ведь его метод слишком оригинален и нуждается в том, чтобы актеры и другие «кадры», необходимые театральному коллективу, воспитывались в одной эстетической «вере». Театр Романа Виктюка открылся спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана, в котором были заняты Сергей Маковецкий, Эрик Курмангалиев, Сергей Виноградов, Ирина Метлицкая. Сотрудничество с Виктюком продолжила художник Алла Коженкова. Среди хитов театра — «Саломея» 1998 года по одноименной драме Оскара Уайльда, «Лолита» по пьесе Эдварда Олби (а та, в свою очередь, по роману В. Набокова). Параллельно Виктюк ставит спектакли в других театрах, но преимущество отдает своему коллективу. В 2016 году Театр Романа Виктюка вернулся в свои стены — завершена реконструкция отведенного ему здания по адресу Стромынка, 6.