«Щелкунчик». За кулисами и на сцене
Сказка немецкого романтика на французский лад с русской музыкой. Придумал Эрнст Теодор Амадей Гофман, пересказал Александр Дюма — старший, переложил на язык музыки Петр Чайковский, поставил на пуанты Мариус Петипа. Вспомним 10 фактов из истории знаменитого балета вместе с Натальей Летниковой.
1. Создание балета «Щелкунчик». Идея не творца, а чиновника. Разглядел в истории о маленькой девочке и щипцах для орехов будущую балетную постановку директор Императорских театров Иван Всеволожский. Изначально «Щелкунчик» следовал в одном представлении за оперой «Иоланта». Целая музыкальная феерия одного автора.
2. Премьера в Мариинском театре. Декабрь 1892 года. На сцене — все ученики театральной школы императорской труппы. Роли — от самых естественных для этого возраста «дети на елке» до главных. Все юные исполнители получили от Чайковского по коробке конфет, а балет прирос новой традицией — выводить на большую сцену маленьких танцовщиков.
3. Марихен, Мари, Маша… За балетный век «Щелкунчика» как только не именовали спасительницу заколдованного принца — немку по литературному происхождению! Даже Кларой — как в первоисточнике звалась кукла главной героини. Машей девочка стала на русской сцене после Первой мировой войны — из патриотических соображений.
4. Хрустальные капли симфонического оркестра. На премьере «Щелкунчика» состоялась еще одна премьера — нового для России музыкального инструмента: челесты. По виду миниатюрное фортепиано с металлическими пластинами вместо струн привез из Парижа сам Петр Ильич и держал в тайне, дабы поразить публику на премьере. Так и вышло.
5. «Тающие» звуки челесты сопровождают самый «взрослый» и техничный танец постановки. Главная из неглавных ролей в «Щелкунчике» — у Феи Драже. Даже сто лет назад Повелительница сладостей должна была крутить 16 фуэте. Впервые в этом образе на русскую сцену вышла итальянская прима Антониетта Дель-Эра.
6. Карнавал по-русски. В классическом «Щелкунчике» — около 150 различных костюмов. Цветы, игрушки, солдатики, снежинки, феи, мыши… Чтобы облачить эту маленькую балетную армию, требуется больше полусотни сотрудников сцены. Конфетти — и то исчисляют в килограммах: на эффектный танец снежинок требуется не меньше двадцати.
7. Классика ХХ века — «Щелкунчик» Юрия Григоровича в Большом. Дуэт Маши и Принца с чувствами не сценическими, а жизненными — звездная супружеская пара русского балета: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Щелкунчик Васильева, по мнению балетмейстера, идеальный сказочный герой. Максимова в прямом смысле слова доросла от Снежинки до Маши.
8. После революции «Щелкунчик» стал предметом экспорта. Как часть так называемой Коллекции Сергеева из 27 бесценных записей постановок Петипа. Главный режиссер балетной труппы Мариинки Николай Сергеев покинул страну и увез с собой раритеты. Партитуры хранятся в Гарвардском университете, а балет разошелся по всему миру.
9. «Щелкунчик» — настоящий долгожитель. Только на сцене Большого спектакль давали более 500 раз. Заокеанской славой новогодняя сказка обязана американскому хореографу русского происхождения Джорджу Баланчину. Принц в экранизации его постановки 1993 года — ученик баланчинской балетной школы Маколей Калкин. Тогда уже голливудская звезда.
10. Фантазия на новогоднюю тему не давала покоя фантазии постановщиков. Джордж Баланчин, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Морис Бежар, Мэтью Борн… «Щелкунчик» классический и возмутительно далекий от балета как такового. Только в США в Рождество идет около сотни спектаклей… Даже если в театре нет балетной труппы. В Новый год так хочется сказки.