Знаменитые спектакли Большого театра

Знаменитые спектакли Большого театра

Большой театр — один из основных символов культуры нашей страны. Возможность работать в нем выпадает избранным, и они дорожат своей удачей. Впрочем, в Большой приводит не просто удача. Работа над голосом у певцов, над телом у танцовщиков — это многолетний ежедневный труд. Заветное приглашение в труппу Большого получают самые выносливые, дисциплинированные.

Для режиссера приглашение на постановку в Большой театр — такая же честь, знак признания. Мы предлагаем вашему вниманию спектакли, поставленные на сцене ГАБТа классиками оперной и балетной режиссуры — Борисом Покровским и Юрием Григоровичем. Если вы претендуете на звание искушенного театрала, вы должны их увидеть.

Борис Александрович Покровский отдал Большому театру огромную часть своей жизни. В качестве главного режиссера он поставил 42 спектакля. «Большой — это великий театр, и каждый русский человек обязан ему служить», — сказал однажды режиссер в интервью.

Спектакли 1

«Князь Игорь» (1992)

Спектакли 1

«Паяцы» (1985)

Спектакли 1

«Садко» (1980)

«Садко»

Садко
Садко
Большой театр
1980

168 мин

Впервые эту оперу Николая Римского-Корсакова Покровский поставил в Большом театре в 1949 году. В спектакле были заняты, кроме прочих, Иван Козловский и Павел Лисициан. Но мы предлагаем к просмотру спектакль 1980 года. Главные партии в нем исполнили Владимир Атлантов и Нина Архипова. «Покровский сделал спектакль живым сценическим произведением, исполнители не были сфокусированы только на руке дирижера, на ритмике, — рассказывает музыкальный критик Елена Езерская. — Они во многом сами определяли движение спектакля».


«Паяцы»

Паяцы
Паяцы
Большой театр
1985

73 мин

В 1985-м Борис Покровский поставил в Большом оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Партию Канио исполнил Владимир Атлантов. В книге «Владимир Атлантов в Большом театре» приводятся его воспоминания об этой работе: «Задача артиста — искренне и глубоко показать страдания этого человека, обманутого человека. Некоторые итальянцы поют арию «Смейся, паяц!» достаточно мелодраматично. Но это и есть сплошная демонстрация мелодрамы, 200-процентная мелодрама».


«Князь Игорь»

Князь Игорь
Князь Игорь
Большой театр
1992

137 мин

В 1992 году Борис Покровский уже не состоял в штате Большого театра, но принял предложение поставить спектакль по опере Бородина «Князь Игорь». Спектакль этот создавался в содружестве российских и итальянских деятелей музыкального театра. С российской стороны выступал ГАБТ, с итальянской — театр Карло Феличе. Спектакль шел на сцене ГАБТа очень долго, и именно «Князя Игоря» давали 23 января 2002 года, в день 90-летия Бориса Александровича Покровского. В спектакле 1992 года заняты Евгений Нестеренко, Владимир Маторин и Юрий Нечаев.


Юрий Николаевич Григорович — ленинградец, начинал свой профессиональный путь в Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинском). Там и получил первое признание как балетмейстер. В 1964-м Григоровича переманили в Большой театр, причем сразу на должность главного балетмейстера. Он занимал этот пост более 30 лет. Разрыв произошел в 1995-м, но долго без Григоровича театр не смог: в 2001-м балетмейстер вернулся в ГАБТ — как штатный хореограф балетной труппы.

Балеты 2

«Спящая красавица» (1973)

Балеты 2

«Щелкунчик» (1977)

Балеты 2

«Спартак» (1984)

«Спящая Красавица»

Спящая красавица
Спящая красавица
Большой театр
1973

152 мин
Спящая красавица
Спящая красавица
Большой театр
1963

117 мин

В 1963-м Григорович впервые поставил в Большом балет «Спящая красавица». Вернее, осуществил редакцию хореографии Мариуса Петипа. Редакция, однако, во многих пунктах спорила с оригинальной концепцией. В главной партии была задействована солистка балета ГАБТа Нина Сорокина — талантливая балерина, чья судьба прошла в тени блестящих прим Большого 60-х. В 1973-м он сделал еще одну редакцию классического балета. В нашей коллекции есть оба варианта «Спящей красавицы» Григоровича в Большом театре.


«Щелкунчик»

Щелкунчик
Щелкунчик
Большой театр
1977

102 мин
Щелкунчик
Щелкунчик
Большой театр
1966

142 мин

В 1966-м Юрий Григорович поставил «Щелкунчика», без которого теперь немыслим наш новогодний телеэфир (впрочем, многие вечером 31 декабря отправляются в Большой театр на «живой» спектакль). «Григорович создал настоящий сказочно-философский спектакль, наивный и мудрый, красивый и добрый», — писал режиссер Борис Львов-Анохин. Эта постановка выдержала много десятилетий. Конечно, она менялась, в ней танцевали разные исполнители. Мы предлагаем вам сравнить «Щелкунчика» образца 1966 и 1977 года.


«Спартак»

Спартак
Спартак
Большой театр
1984

122 мин
Спартак
Спартак
Большой театр
1970

134 мин
Спартак
Спартак
Большой театр
1979

131 мин

Знаменитый балет, один из главных хитов Большого театра золотой поры. Это не первая интерпретация балета на музыку Арама Хачатуряна в ГАБТе, но, безусловно, лучшая. Премьера «Спартака» в постановке Юрия Григоровича состоялась в 1968 году. Партию Спартака исполнял Владимир Васильев, Красса — Марис Лиепа, Фригии — Екатерина Максимова, Эгины — Нина Тимофеева. Мы предлагаем вам посмотреть спектакль в таком составе, а также — версию 1977 года, где Красс — Михаил Габович, Эгина — Татьяна Голикова, а Спартак и Фригия — по-прежнему Васильев и Максимова. В 1984-м Спартака танцевал уже Ирек Мухамедов, Фригию — Наталья Бессмертнова — этот спектакль также есть в нашей коллекции.


Обсуждение закрыто.