Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

В эпоху эклектики зодчие часто обращались к архитектурному наследию итальянского Возрождения — так появился стиль неоренеcсанс. Особенно популярен он был в Петербурге. Читайте в материале портала «Культура.РФ», какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице.

Малый Михайловский дворец

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Малый Михайловский дворец. Фотография: opeterburge.ru

Дворец был построен по заказу внука Николая I — Михаила Михайловича, «Миш-Миша», как называли его домашние. Малым Михайловским дворец стал потому, что один Михайловский в Петербурге уже был. Требования к будущей постройке великий князь сформулировал довольно просто: «У нас должен быть отличный дом». Архитектор Максимилиан Месмахер не обманул его надежд: он возвел здание в духе неоренессанса, оформленное по последнему слову техники.

Во дворце 1888 года постройки были и газ, и электричество, и телефон, и водопровод, и канализация. Правда, насладиться Миш-Мишу своим дворцом так и не пришлось — он уехал за границу, где вступил в брак с внучкой Пушкина Софьей Меренберг. В Россию великий князь больше не вернулся, а здание в дальнейшем принадлежало разным управлениям и компаниям.

Владимирский дворец (Дом ученых)

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Владимирский дворец (Дом ученых). Фотография: Ольга Визави / фотобанк «Лори»

Это палаццо на Дворцовой набережной было построено для великого князя Владимира Александровича — сына Александра II. Главным архитектором был Александр Резанов, а в создании интерьеров также участвовали Виктор Шретер, Иероним Китнер и Андрей Гун.

Фасад здания выполнен в духе венецианского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов. Интерьеры дворца были оформлены в нескольких стилях — неоренессанс, готическом, мавританском и классическом. Один из современников писал о дворце: «Несмотря на разнообразие стилей, не замечается вовсе пестроты, глаз не чувствует утомления; напротив, везде достигнута настолько полная гармония в колерах и формах, что всё здание имеет несомненное право на почетное место между лучшими художественными произведениями зодчества нашего времени». К тому же здание было оснащено всеми удобствами: от лифта и вентиляции до телефона и электричества.

С 1920 года здесь размещается Дом ученых. Первое время название было буквальным: здесь жили академик Василий Струве, директор Пулковской обсерватории Сергей Белявский и другие советские ученые.

Здание Первого Российского страхового общества

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Здание Первого Российского страхового общества. Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»

Здание на Большой Морской улице построил архитектор Карл Шульц, а Людвиг Шперер, Леонтий и Юлий Бенуа позже реконструировали его под нужды «Российского страхового от огня общества». Монументальное здание полностью облицевали разными видами камня: от розового гранита на фасаде до светло-серого песчаника, украшавшего балконы. До недавнего времени здесь размещался Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. Сегодня здание принадлежит музею «Исаакиевский собор».

Особняк фон Дервиза / дворец великого князя Андрея Владимировича

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Особняк фон Дервиза (дворец великого князя Андрея Владимировича). Фотография: Алексей Шаповалов (Стерх) / фотобанк «Лори»

Изначально на этом месте находилось посольство Великобритании. В самом конце XIX века его кардинально перестроили по заказу железнодорожного магната Павла вон Дервиза. Архитектором роскошного особняка во флорентийском стиле стал Александр Красовский. Интерьеры дворца были под стать его внешнему оформлению: лепной декор, деревянная резьба, витражи и лестница из белого мрамора. Когда Павлу Дервизу стало трудно содержать свой особняк, он продал его не кому-нибудь, а двоюродному брату императора Николая II — великому князю Андрею Владимировичу. В советское время в здании разместился Дворец бракосочетаний, который находится здесь и сегодня.

Русский торгово-промышленный банк

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Здание Русского торгово-промышленного банка. Фотография: Светлана Колобова / фотобанк «Лори»

Здание Русского торгово-промышленного банка построил в 1914 году архитектор Мариан Перетяткович. Скульптурным оформлением занимались Леопольд Дитрих и Василий Козлов. Весь фасад грандиозного здания был отделан серым гранитом, причем фактура нижних этажей напоминала скалы. Декором служили каменные маски и барельефы. Природный камень использовали и в оформлении интерьеров: вестибюль, лестница и главный операционный зал были отделаны редкими сортами мрамора.

Здание городской думы

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Здание городской думы. Фотография: Алексей Шаповалов (Стерх) / фотобанк «Лори»

Одна из архитектурных доминант Невского проспекта — башня Городской думы высотой почти 50 метров. Ее построили по указу Павла I в духе тосканской кампанилы — колокольни. Изначально сигнальная башня возводилась как функциональное сооружение: внутри нее постоянно дежурили пожарные, отсюда жителей города извещали о наводнениях. Некоторое время она исполняла и другую роль — была одной из станций на линии оптического телеграфа.

Особняк Зубова

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Особняк Зубова. Фотография: ИВА Афонская / фотобанк «Лори»

Особняк Зубова на Исаакиевской площади был построен в 1840-х годах по заказу графа Арсения Закревского. Проект создал архитектор Гаральд Боссе. Позже его лишь немного перестроили — Карл Шульц заменил балкон и украсил аттик (плоскость стены над карнизом) семейным гербом графа. Фасад здания выполнен в стиле неоренессанс, а интерьеры — в духе классицизма и рококо. Последним хозяином дома был Валентин Зубов. Он основал первый в России Институт истории искусств, который находится здесь и сегодня.

Особняк Кочубея

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Особняк Кочубея. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Гаральд Боссе стал автором и находящегося неподалеку — на Конногвардейском бульваре — особняка Михаила Кочубея. Боссе построил здание во флорентийском стиле, однако в народе оно получило название «Дом с маврами»: ограду дома украшали четыре бюста африканцев в одежде из белого мрамора. Несмотря на то, что здание построили в середине XIX века, здесь уже был водопровод, удобные ванные и более совершенная, чем в обычных домах, система отопления — духовые печи. Интерьеры также оформили в стиле ренессанса, хотя некоторые комнаты были декорированы и в духе классицизма.

Особняк Штиглица на Английской набережной

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Особняк Штиглица на Английской набережной.
Фотография: nrfmir.ru

Александр Штиглиц в XIX веке был известным финансистом. Однако в историю он вошел как создатель Центрального училища технического рисования, сегодня его имя носит Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия. В 1860-х архитектор Александр Кракау перестроил для него в духе итальянского ренессанса здание на Английской набережной.

Позже владельцем особняка стал великий князь Павел Александрович — младший сын Александра II. Именно при нем архитектор Николай Султанов построил здесь домовую церковь святой Александры в древнерусском стиле. Однако до наших дней она не сохранилась.

Московский вокзал

Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс

Московский вокзал. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Московский вокзал возвели в 1851 году, когда налаживали железнодорожное сообщение между двумя столицами. Автором здания стал Константин Тон, хотя в конкурсе проектов участвовали и другие видные архитекторы того времени — Николай Ефимов и Александр Брюллов. Тон оформил станцию в стиле итальянской ратуши эпохи ренессанса — с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами. В здании вокзала, помимо основного зала, находились конторы служащих, управление железной дороги и квартиры сотрудников — в том числе начальника вокзала Николая Миклухо-Маклая, отца известного путешественника.

Автор: Лидия Утёмова


Обсуждение закрыто.