Образ жизни Станислава Говорухина

Образ жизни Станислава Говорухина

Когда-то он нарисовал знаменитую «черную кошку» для собственного легендарного фильма. Теперь он отдает дань пейзажам. Но основная деятельность связана с кинематографом — это образ жизни Станислава Говорухина. Здесь он многолик: и режиссер, и актер, и сценарист.

Образ жизни Станислава Говорухина

В принципе, даже если бы он за всю свою жизнь снял только один фильм — «Место встречи изменить нельзя», его имя навсегда бы осталось в истории отечественного кинематографа. «Место встречи…» — это непревзойденный шедевр, классика нашего кино, картина, разобранная на цитаты, до сих пор в дни своего показа собирающая у телеэкранов множество благодарных зрителей.

Но в кинобиографии Станислава Сергеевича есть еще немало работ, за которые мы его очень любим. Причем это не только его режиссура, но и сценарные и актерские опыты. Ведь именно Говорухин был автором сценария советского суперблокбастера «Пираты XX века», снял который режиссер Борис Дуров. Если же вспоминать актерские образы Станислава Говорухина, первым делом, конечно, на ум приходит его Крымов в «Ассе» Сергея Соловьева. В роли этого обаятельного жулика просто невозможно представить себе кого-то другого. Он слепил этот образ так сочно, вкусно и точно, что глаз от него нельзя оторвать. И в то же время ему удалось передать всю страшную бездну зла и жестокости, которая таилась в этом человеке.

А еще именно благодаря Станиславу Сергеевичу в кино впервые зазвучали песни Владимира Высоцкого. С ним Говорухина вообще связывала долгая творческая и человеческая дружба, венцом которой стала роль Жеглова в картине «Место встречи…», оказавшаяся одной из последних ролей Высоцкого.

«Какое необыкновенное счастье было дружить с ним. Уметь дружить — тоже талант. Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал и этим — умением дружить. Мне повезло, как немногим. Счастливая звезда свела меня с ним на первой же картине. Было еще несколько фильмов, еще больше — замыслов. И между ними — это самое незабываемое — тесное общение так, без повода…»
Станислав Говорухин

Фильм «Вертикаль», с которого начались дружба и сотрудничество Говорухина и Высоцкого, был дебютным фильмом режиссера. Он снимал его вместе со своим другом и однокурсником Борисом Дуровым. Началось все с того, что начинающие режиссеры приехали на Одесскую киностудию, где им дали заведомо провальный сценарий, который он переписали, как могли, пригласили Владимира Высоцкого с его песнями, и получилось настоящее кино, просто ода горам и альпинистам, дружбе, искренним человеческим отношениям.

Большую лепту внес Станислав Говорухин и в кино для детей. Он экранизировал несколько хрестоматийных, классических произведений, снял фильмы «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта». «Уже тогда, в начале семидесятых, я понимал, что наши дети обделены, в какой-то степени ущербны, — писал в своей книге Станислав Говорухин. — Они перестали читать, у них нет любви к книге. А значит, в их воспитании перестали участвовать великие духовные педагоги. Что ж, надо вернуть им эти книги хотя бы с экрана».

Говорухин

Кадр из фильма «Вертикаль»

Говорухин

Кадр из фильма «В поисках капитана Гранта»

Говорухин

Кадр из фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»

Еще одна грань таланта Станислава Говорухина — живописная. Рисовал он всегда, и рисунок знаменитой «черной кошки», который на местах своих преступлений оставляли члены знаменитой банды в «Место встречи изменить нельзя», — это творение его рук. А последние двадцать лет он серьезно увлекается пейзажной живописью. «Человек — тайна, — говорит Станислав Сергеевич. — Даже для самого себя. Кто он? Каковы пределы его физических и умственных возможностей? На что он способен? Какими талантами наградил его Господь? Разгадывать эту тайну, познавать самого себя — веселое и полезное занятие. Теперь я знаю о себе больше, чем раньше. Мое увлечение пейзажной живописью приоткрыло мне глаза не только на окружающий мир, но и на самого себя. В первую очередь на самого себя».


Обсуждение закрыто.