Фигуры на полях. Рисунки Достоевского к его рукописям

Фигуры на полях. Рисунки Достоевского к его рукописям

Федор Достоевский часто рисовал на полях своих рукописей и в записных книжках. Кого и что изображал писатель? Смотрим наброски и угадываем известных философов и персонажей романов, рассматриваем готические арки и необычный почерк русского писателя.

Персонажи произведений

Рисунки Достоевского к его рукописям 1

Рисунок к рукописи «Идиот»

Рисунки Достоевского к его рукописям 1

Групповой портрет

Рисунки Достоевского к его рукописям 1

Рисунок к рукописи «Братья Карамазовы»

Достоевский рисовал грифелем, иногда — чернилами. Первые наброски в его черновиках появились на полях «Записок из Мертвого дома», но больше всего сил Достоевский потратил на «Преступление и наказание». Он рисовал Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова, Соню Мармеладову, Порфирия Петровича и других героев романа.

Образы героев складывались не сразу. В черновиках романа рядом с описаниями Раскольникова, его сестры и матери встречались, например, портреты самого Достоевского, матери и сестры писателя.

Много рисунков и в других рукописях: романе «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». О некоторых из них исследователи спорят до сих пор: непонятно, изображены ли на полях персонажи произведений или кто-то из знакомых Достоевского.

Белинский и Наполеон

Рисунки Достоевского к его рукописям 2

Петр Первый

Рисунки Достоевского к его рукописям 2

Шекспир и «Бесы»

Рисунки Достоевского к его рукописям 2

Рене Декарт

Писатель рисовал не только персонажей своих произведений. Он делал наброски к портретам своих современников — Белинского, Тургенева, и любимых писателей — Бальзака и Сервантеса. Достоевский рисовал и правителей: Петра I и Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта.

Появлялись в рукописях портреты философов: продумывая образ каждого персонажа, писатель размышлял о разных идеях. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». Однако о том, кого из героев Достоевский представлял в образе английского поэта, можно только гадать.

«Бесовская» готика

Рисунки Достоевского к его рукописям 3

Рисунки на полях «Бесов»

Рисунки Достоевского к его рукописям 3

Рисунки на полях «Бесов»

Рисунки Достоевского к его рукописям 3

Рисунки на полях «Бесов»

Кроме портретов в «записных книжках» Федор Достоевский рисовал городские пейзажи, архитектурные элементы: шпили, башенки, особенно часто — стрельчатые окна. В рисунках писателя можно узнать стреловидные арки и витражи Нотр-Дама, Кельнского, Миланского и других готических соборов Европы. Достоевский видел их, когда путешествовал по Европе. Особенно много подобных рисунков на полях «Бесов», хотя действие романа происходит в небольшом губернском городе.

В юности Федор Достоевский окончил Главное инженерное училище Санкт-Петербурга. Здесь будущий писатель делал первые наброски зданий, изучал историю архитектуры. Достоевский сохранил любовь к строительному искусству на всю жизнь, а особенно — к готическому архитектурному стилю.

Особый почерк каждой рукописи

Рисунки Достоевского к его рукописям 4

Каллиграфия в рукописях Достоевского

Рисунки Достоевского к его рукописям 4

Каллиграфия в рукописях Достоевского

Рисунки Достоевского к его рукописям 4

Каллиграфия в рукописях Достоевского

Федора Достоевского можно назвать мастером изящного письма: среди его рукописей и записных книжек есть целые страницы, где писатель тренирует руку в каллиграфии. Достоевский писал разными почерками: стили письма плавно меняются от одной записной книги к другой. Иногда он писал крайне неразборчиво, внешне текст напоминал колючую проволоку. А иногда его почерк был настоящим образцом художественного мастерства каллиграфии.

У каждой рукописи Достоевского — свое лицо. Рисунки или упражнения в каллиграфии не были для писателя простым увлечением. Сюжеты его графики и разные почерки отражали его эмоциональное состояние: с помощью этих визуальных приемов писатель создавал характер будущего произведения.


Обсуждение закрыто.