7 экспонатов выставки «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
В экспозицию «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» вошли парадные регалии российских монархов и старинная одежда, ювелирные украшения и иконы. Все эти предметы были отреставрированы в музейных мастерских за последние пять лет: их очистили от патины и загрязнений, восстановили отделку, заменили утраченные детали и закрепили элементы, которые расшатались со временем. Некоторые из этих экспонатов долго хранились в запасниках и представлены публике впервые. «Культура.РФ» рассказывает, как мастера прошлых веков создавали роскошные короны, драгоценное оружие и платья для коронации.
Алмазная шапка Петра I
Мастера Оружейной палаты создали алмазный венец по образцу шапки Мономаха в 1687 году. Два года спустя, в 1689-м, им короновали Петра I. Тогда будущий император считался соправителем своего старшего брата — Ивана V, поэтому для коронации изготовили парные головные уборы. Венец «старшего царя» Ивана был выше и тяжелее, а вдоль соболиной оторочки его украшала бриллиантовая диадема. Единственным самоцветным камнем в отделке короны был крупный турмалин.
Шапка Петра I состояла из двух полукруглых металлических каркасов. Внутренний собрали из тонких гладких пластин, наружный состоял из 32 резных деталей — запон, на которых были изображены цветы, короны и двуглавые орлы. Корону украсили бриллиантами, изумрудами, турмалинами и вставками из цветной эмали. Самоцветы, в отличие от алмазов, не гранили, а лишь слегка отшлифовали, сохранив их природную форму. По краю шапку оторочили соболиным мехом.
Петр I надевал корону всего несколько раз. В 1703 году он распорядился передать ее в Оружейную палату, где она хранится и сегодня.
Корона Анны Иоанновны
Императрица Анна Иоанновна взошла на российский престол 28 апреля 1730 года. К ее коронации придворные ювелиры Самсон Ларионов и Никита Милюков создали позолоченный серебряный венец, украшенный резьбой, чеканкой и драгоценными камнями. Он напоминал митру — головной убор православных священников. Такая форма олицетворяла единство высшей духовной и светской власти, которая принадлежала монарху. Корона была украшена 2500 алмазами и рубиновыми вставками, а венчали ее крупный темно-красный турмалин и бриллиантовый крест.
Сразу после коронации Анны Иоанновны венец передали на хранение в Оружейную палату. В 1829 году его привезли в Варшаву для коронации Николая I, однако не возлагали его на императора: старинная реликвия лишь формально присутствовала на церемонии. Польша тогда входила в состав Российской империи, и ее конституция гласила: «Все Наши наследники по престолу Царства Польского обязаны короноваться Царями Польскими в столице согласно обряду, который будет Нами установлен». В 1832 году этот закон отменили, и Николай I остался единственным императором, коронованным в Польше. Венец Анны Иоанновны с тех пор также стали называть «Польским».
Пара кремневых пистолетов XVIII века
Пара пистолетов с ударно-кремневым замком принадлежала царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I. Над ними работали два знаменитых оружейника того времени — Григорий Вяткин и Евтихий Кузовлев. Эти пистолеты считались самым дорогим оружием XVII века. Их позолоченные стволы были украшены резными коронами, тюльпанами, двуглавыми орлами, львами, единорогами и грифонами. Пистолетные ложи оружейники изготовили из ценного красного дерева, а затем покрыли перламутровыми пластинами, на которых вырезали изображения зверей и птиц. Рукояти заканчивались позолоченными серебряными набалдашниками с гравировкой, но в XIX веке эти детали были утеряны. В Оружейной палате также хранятся ольстры — бархатные чехлы для этих пистолетов, на которых жемчугом вышиты двуглавые орлы.
Икона в золоченом окладе «Богоматерь Владимирская»
Икона Божией Матери Владимирской — один из самых почитаемых образов в православии. Неизвестный художник написал ее в конце XVI века по канону «Умиление»: согласно ему Иисуса изображали прильнувшим к щеке Марии. Такая икона символизировала безграничную любовь Христа к роду человеческому, воплощением которого считалась Богородица.
Позолоченный серебряный оклад для иконы создали в последней четверти XVI века. Он состоял из нескольких частей: нимба-венца, расположенной над ним зубчатой коруны, фигурной цаты, которая покрывала грудь Богородицы, узорчатого фона и рамы. Мастера украсили поверхность оклада эмалью с растительным орнаментом. К зубцам коруны крепились жемчужины и неограненные драгоценные камни. На венце, цате и раме располагались вставки из бирюзы и альмандина.
Икона хранилась в собрании графов Мусиных-Пушкиных, которое включало около 400 предметов искусства. В 1924 году ее передали в кремлевскую коллекцию. Когда реставраторы сняли оклад, оказалось, что изображение сильно повреждено: некоторые фрагменты отслоились вместе с грунтовкой, другие сместились. Места сколов были залиты прозрачным клеем. Кроме того, поверх первоначального изображения реставраторы обнаружили более позднюю запись, но снимать ее не стали. Смещенные детали вернули на место, затем икону заново покрыли лаком.
Кафтан Петра II
Кафтан из серебряной парчи на шелковой подкладке сшили во Франции для коронации императора Петра II. Церемония состоялась 25 февраля 1728 года, а через несколько месяцев парадный наряд монарха передали в царскую казну, а оттуда в Оружейную палату.
Кафтан Петра II стал самым ранним мужским костюмом для коронации в коллекции Московского Кремля. Как и вся подобная одежда того времени, он не имел воротника: шею и плечи у мужчин закрывал длинный парик с напудренными локонами. Широкие обшлага рукавов, полы и карманы кафтана были расшиты золочеными нитями. Узор состоял из цветов и фруктовых гроздей. Такими же нитями мастера оплели пуговицы, которые располагались от ворота до подола, на рукавах и клапанах карманов. Почти все они были декоративными: кафтан застегивался только на талии.
Корсаж коронационного платья императрицы Марии Федоровны
Императрица Мария Федоровна была женой Павла I и невесткой Екатерины II. Коронационное платье для нее сшили в 1796 году. До наших дней оно не сохранилось: остался только корсаж из серебряной парчи со шлейфом и вставкой из белого батиста.
Чтобы корсаж держал форму, в него вшили пластины из китового уса. Парчу расшили блестками, канителью и серебряными нитями, рукава из белой тафты украсили шестью рядами французского кружева. Батистовая вставка на груди прикрывала глубокое декольте. Шлейф был украшен серебряными кистями и вышивкой — гирляндами из цветов и листьев.
Когда корсаж поступил в музей, он был в плохом состоянии: ткань потемнела, блестки и канитель местами осыпались, кружевные вставки были разорваны и грубо заштопаны. Реставраторы очистили парчу, восстановили рисунок вышивки, поврежденные фрагменты кружева заменили специальным тюлем и заложили складками, как на сохранившихся нарядах того времени. Для экспозиции к корсажу сшили легкую шелковую юбку.
Орденская кукла Святой Екатерины
Женский орден Святой Екатерины учредил Петр I в 1714 году. Большой Екатерининский крест вручали женщинам из императорской семьи, малый — дамам из высшего дворянского сословия. В торжественных случаях обладательницам этой награды полагалось носить не только красную орденскую ленту и нагрудный знак, но и особый наряд: платье из серебряной парчи с золотым шитьем и зеленым бархатным шлейфом и шляпу из того же бархата, украшенную серебряной вышивкой или драгоценными камнями.
Деревянную куклу, одетую в орденское платье Святой Екатерины, изготовили в XIX веке. Фигурка крепилась к подставке, ее руки и лицо были раскрашены масляными красками, а волосы уложены в сложную прическу. Такая кукла служила образцом для мастеров, которые создавали наряды кавалерственных дам: миниатюрная копия в точности повторяла покрой и отделку парадного платья.