Нагие отроки в русском искусстве

Нагие отроки в русском искусстве

Вина ли это православного наследия Византии или сурового и сдержанного национального характера, но отечественное искусство весьма целомудренно даже в изображении женской наготы, а мужской — особенно. Тем более — детской и отроческой. Пусть в католической Европе в огромном количестве создавали прекрасных обнаженных Давидов и святых Себастьянов, а в Новое время — Ганимедов и просто купальщиков, в России с этой темой было сурово. Рассмотрим считаные сохранившиеся работы.

Нагие отроки в русском искусстве

Александр Дейнека. Будущие летчики. 1938. Третьяковская галерея

Портретный жанр

Поразительно, но самая первая (1716 год) картина с изображением обнаженного мужчины, вернее, мальчика в русском искусстве — портрет «второго лица» государства. Это изображение наследника Петра Великого — его старшего сына от Екатерины I цесаревича Петра Петровича. Мальчика, которому было суждено умереть в возрасте трех лет, написал француз Каравак в образе обнаженного Купидона.

В Европе подобное тогда никого не шокировало: принцев из рода Бурбонов и прочих аристократов писали так уже лет сто, играя в мифологических персонажей. Еще Каравак увековечил его маленькую сестру Елизавету Петровну (будущую императрицу) в образе обнаженной Венеры. Любопытный казус: недавно американцы удалили этот портрет из «Википедии» как детскую порнографию: так изменились вкусы и мораль.

Портреты мальчиков в образе амурчиков — пожалуй, самая благопристойная детская нагота, без всякого подтекста. Одно время их продолжали создавать в России вслед за западной модой. Хорошо известен портрет крылатого и обнаженного князя Генрика Любомирского кисти художницы-гастролерши Виже-Лебрён, но он был польский шляхтич; из россиян же она запечатлела так малолетнего Бориса Юсупова. Рене Теодор Бертон написал нагого малолетнего Анатоля Демидова верхом на тигре и вооруженного луком и стрелами. Для конца 1810-х годов такие детские портреты еще уместны, но вскоре мода на образы олимпийских божеств окончательно умирает. В 1829 году Карл Брюллов пишет портрет обнаженного ребенка из семьи Гагариных реалистично, без античных атрибутов, просто усадив его в бассейн — смотрится это странно и модой не стало.

Портреты нагие отроки

Виллем ван Хонтхорст. Портрет ребенка в образе Амура. 1637. Эрмитаж

Портреты нагие отроки

Карл Брюллов. Портрет А.Г. Гагарина (Ребенок в бассейне). 1829. Третьяковская галерея

Портреты нагие отроки

Неизвестный художник. Портрет Петра Петровича в образе Купидона. Копия картины Луи Каравака 1761 года. Эрмитаж

Мастера академизма

Под тем же влиянием Запада обнаженная натура проникала и в другие жанры, в первую очередь в скульптуру, которая в период классицизма в России переживала расцвет и, опираясь на античные образцы, стеснялась не сильно. Находим наготу и в академической живописи, но тут самоцензура была сильнее. Например, написать полностью голого человека и строго фронтально живописцы XVIII–XIX веков стеснялись. Помогали драпировки.

Примечательно, что и тут художники подсознательно обращались к эталонным образцам скульптуры: люди на живописных полотнах поражают гладкостью кожи и отсутствием волос! Самой смелой, считает Игорь Кон (автор книги «Мужское тело в истории культуры»), стала картина Петра Басина «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» 1821 года — у фавна там можно заметить лобковые волосы. Удивительная храбрость художника.

К детской наготе официальная цензура и подсознательное чувство приличия относились более терпимо. Поэтому кое-где в толпе второстепенных персонажей этих академических картин можно увидеть не просто голых мальчиков, но даже с обнаженными гениталиями. Но табу преодолеть сложно — так, на уже достаточно поздней, написанной в 1872 году, картине Василия Верещагина «Продажа ребенка-невольника» обнаженный ребенок — главное действующее лицо. Поэтому поставлен он спиной к зрителю. Преодолеть себя было трудно: даже знаменитый коллекционер Сергей Щукин приказал закрасить «срамные места» одному из мальчиков с приобретенного им панно Матисса «Музыка».

Академизм

Иван Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру. 1802

Академизм

Петр Басин. Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели. 1821

Академизм

Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. 1872

Александр Иванов

Самые знаменитые обнаженные мальчики в русском искусстве, пожалуй, созданы автором «Явления Христа народу». Его ранние картины, несущие явный отпечаток академической школы, также написаны на античные сюжеты — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», «Беллерофонт отправляется в поход против химеры». Академически совершенна и детская нагота на этих полотнах.

Со временем дети в многочисленных работах Александра Иванова становятся более реалистичными, они больше не кажутся скопированными с мраморных статуй. Тут и надутый живот, и торчащие ребра, и сутулые спины — в общем, живые люди. Делает это гениальный художник осознанно. Недаром в «Явлении Христа народу» можно разглядеть несколько типов наготы у голых купальщиков. Например, так называемый «Смотрящий» обнажен по-античному, совершенен духом и телом, демонстрирует язычески гордое единение с природой. А «Дрожащие отец и сын» наги по-библейски: они лишены покрова, не защищены, дрожат и боятся, демонстрируют греховную плоть, обреченную на стыд и проклятие.

Иванов

Александр Иванов. Три нагих мальчика

Иванов

Александр Иванов. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1834

Иванов

Александр Иванов. Стоящий обнаженный мальчик. Этюд. 1850

Кузьма Петров-Водкин

Если молчаливый и застенчивый холостяк Иванов обретал в рисовании мальчишеских фигур душевный покой, то для сурового и энергичного отца семейства Петрова-Водкина это было точкой приложения идей. Художник, который даже не мог пользоваться, как все, нормальной перспективой, а изобрел собственную — «сферическую», считал человеческое тело символом духовного устремления и движения вперед. Более того, он говорил, что мускулатура должна быть естественной, а занятия гимнастикой и танцами, по его мнению, тело «уродуют», поскольку развивают его односторонне.

В наследии Петрова-Водкина много и женских ню, но поджарую мужскую фигуру он считал более выразительной, особенно в переходном подростковом возрасте. Он отмечал, что в этот период мальчики обычно гармоничнее, чем девочки, хотя ситуация потом меняется: юноши становятся неловкими и угловатыми, а девушки расцветают.

Самая знаменитая его работа — «Купание красного коня», если, разумеется, пренебречь мастью коня, достаточно реалистична. А в других произведениях, особенно в набросках, тела подростков почти превращаются в геометрические абстракции. Отсюда и до супрематических «роботов» Малевича недалеко.

Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Утро. Купальщицы. 1917

Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. У серебряного ключа. 1921. Иркутский областной художественный музей

Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Мальчики. 1911

Александр Дейнека

Изящный Серебряный век, несмотря на эфебофилию многих своих творцов, от Кузмина до Дягилева, заметных ню в истории русского искусства не оставил. (Цикл Сомова, посвященный его «Дафнису» — Борису Снежковскому, нам не подходит: 19-летний боксер там имеет вполне сформировавшуюся взрослую мускулатуру.) Авангард во многом вообще отвергал телесность. А вот первый период существования Советского государства обнаженной натурой был богат. Причем никогда раньше нагими мужскими телами не любовались так откровенно и в таком количестве. Но в этом — никакой эротики! Это был гимн красоте, молодости и спорту. Выражение мощной энергии молодого советского народа. Таковы мальчики и юноши на залитых солнцем полотнах Дейнеки — молодежь, не ведающая телесного стыда, сильные и гордые люди. Сплошной оптимизм и идеализм. Отметим, что взрослые у Дейнеки, как мужчины, так и женщины, — мускулистые тренированные атлеты, в общем — идеальная аллегория совершенного советского человека. А вот угловатые дети выходили у него как-то душевнее, трогательнее.

Дейнека

Александр Дейнека. Полдень (Сон). 1932

Дейнека

Александр Дейнека. Хорошее утро. 1959–1960

Дейнека

Александр Дейнека. На юге. 1966

Евсей Моисеенко

Но ранним десятилетиям Советского государства, с их «теорией стакана воды», концепцией «новой женщины», мгновенными гражданскими браками и такими же быстрыми разводами, настал конец. «Половую распущенность» больше не допускали, и на протяжении ХХ века ханжество все усиливалось. Сказывалось это, безусловно, и в изобразительном искусстве — любая нагота трактовалась как неприличие. Мастера социалистического реализма следовали этим правилам (хотя обнаженную натуру можно найти и у Пластова, и у Самохвалова). Среди корифеев, которые продолжали писать обнаженную натуру, причем весьма достойно, — Евсей Моисеенко, прославившийся благодаря картинам на военные темы («Красные пришли», «Победа», «Генерал Доватор»).

Дети — вторая любимая тема художника. Возможно, потому, что сам он подростком покинул дом, уйдя из глухого белорусского села, чтобы поступить в художественное училище. Мальчишки на его полотнах купаются, отдыхают, веселятся на природе. А сочетание его узнаваемой экспрессионистской манеры, нетипичной для советского реализма, с явной романтикой и поэтическим восприятием мира дает интересный эффект.

Моисеенко

Евсей Моисеенко. Мальчики под деревом

Моисеенко

Евсей Моисеенко. Мальчишки. 1974. Киевский национальный музей русского искусства

Моисеенко

Евсей Моисеенко. На реке. 1977. Частная коллекция


Обсуждение закрыто.