Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Хобби бывают у всех, даже у императоров. Взглянем на рукоделия представителей императорского дома Романовых вместе с Софьей Багдасаровой.

Петр I: чарка князя Гагарина

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Петр I. Чарка. 1709. Государственный исторический музей

В 1709 году император собственноручно выточил чарку из орехового капа (нароста на дереве). Как гласит латинская надпись на чарке, он пожаловал ее князю Матвею Гагарину, губернатору Москвы, в благодарность «за Полтаву», то есть за устройство праздника в честь Полтавской победы («Pultavia annus honore de la Maje(s)te Prince Matve(i) Petrowitz Gagarin»). На чарке еще есть русская надпись («Се рукоделие императора российского великого Петра Алексеевича»).

Впрочем, в витрине Исторического музея мы видим отнюдь не ту чарку, которая сошла с точильного станка царя: позже Гагарин украсил ценный подарок золотой оправой с драгоценными камнями — чтобы разглядеть первоначальное деревянное изделие, надо постараться.


Мария Федоровна: портрет свекрови

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Мария Федоровна (жена Павла I). Портрет Екатерины II в образе Минервы. 1789. Эрмитаж

Жена императора Павла I, немецкая принцесса, получила великолепное домашнее образование. Привили ей и любовь к искусствам и ремеслам. Долгие годы она оставалась великой княгиней при императрице Екатерины Великой, но от безделья не страдала: пела, играла на клавикордах, вышивала гладью, занималась живописью, лепкой, вытачивала статуэтки из янтаря и слоновой кости, гравировала, резала камеи из камня и стекла. Уже в России она выучилась технике металлических отливок, изготовлению стеклянных паст и работе с воском. (Таким образом, она одна из первых женщин-художников России.)

Камею из Эрмитажа она выточила к 60-летию императрицы, большой любительницы этого жанра. (Сама Екатерина в большом количестве покупала камеи для своей коллекции, и после обеда, слушая чтение почты, делала с них слепки папье-маше и потом дарила фрейлинам и родне.) Мария Федоровна изобразила свекровь в образе богини Минервы. Для императрицы это была популярная аллегория, но вариант со сфинксом на шлеме изобрела, видимо, сама Мария Федоровна.


Николай I: гравюра с солдатиком

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Великий князь Николай Павлович (Николай I). Унтер-офицер лейб-гвардии Саперного батальона. 1819–1821. Государственный архив РФ

Разумеется, все дети Марии Федоровны овладели художествами, причем не только девочки, но и мальчики. Помимо рисунков, в том числе архитектурных пейзажей с отличной отмывкой акварелью (даже великому князю Константину они удавались!), сохранились работы и в более трудоемких жанрах — например, гравюры и рельефы.

Видно, что великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) нравилось делать гравюры на меди, а потом раскрашивать их акварелью. Например, так он изобразил унтер-офицера лейб-гвардии Саперного батальона, первым шефом которого он был. Лист входит в целую графическую серию с изображением форм солдат, причем ее созданием Николай занимался, когда ему было уже за двадцать.


Александр III: подарок Павлику

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Великий князь Александр Александрович (император Александр III). Морской пейзаж. 1856. Государственный архив РФ

Многочисленных детей в императорской семье учили хорошо и усердно, никаких поблажек не было. Рисование со времен Марии Федоровны входило в число обязательных предметов, в том числе и для мальчиков. В Государственном архиве РФ сохранились рисунки второго сына императора Александра II — великого князя Александра Александровича (будущего императора). Один из них, с надписью «1856 год, 20 сентября. Павлику от Саши», выполненный им в 11 лет, изображает морской пейзаж на очень достойном уровне.

В детстве будущий император учился рисунку у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Затем он познакомился с известным пейзажистом-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым и взял его с собой в путешествие по России для создания путевых зарисовок (альбом хранится в Павловске). После свадьбы с Дагмар цесаревич рекомендовал Боголюбова жене в качестве учителя живописи, а потом — что редкость во взрослом возрасте — и сам стал брать у него уроки. Очевидно, их сближала любовь к морским видам.


Мария Федоровна: дерево акварелью

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Принцесса Дагмар (Мария Федоровна, жена Александра III). Старое дерево. Государственный архив РФ

Жена императора Александра III, датская принцесса Дагмар, получив в православном крещении то же имя, что и прабабушка ее мужа, как и она, увлекалась искусством. В особенности рисованием акварелью (письмо маслом — более трудоемко и мало подходит для дам, хотя несколько полотен ее кисти все-таки существует). Этим она обязана своей матери, королеве Луизе, которая любила рисовать и занималась живописью вместе с дочерью. Боголюбов в «Записках моряка-художника» вспоминает, как в течение семи лет был наставником Марии Федоровны: «С удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо».

Как видно по работам императрицы, она не была крупным мастером и хорошо это сознавала. Опять слово Боголюбову: «Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор ее сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещенною частью этюда в середине и темных по краям тонов. Все это явно говорит о ее врожденном вкусе и добром смысле». После ее наставником стал академик живописи Николай Лосев.


Николай II: мирный пейзаж

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Николай II. Дом на берегу реки на фоне леса. 1884. Государственный архив РФ

Все дети Марии Федоровны, конечно, тоже учились рисованию — в том числе и будущий император Николай II. Сохранилась докладная записка его воспитателя Григория Даниловича, озаглавленная «Об устройстве учебных занятий великого князя Николая Александровича на предстоящий 1877/78 учебный год», которая гласит: «Рисование и уроки на фортепиано вводятся с целью развития органов зрения и слуха; по всем вероятиям, занятия по этим предметам откроют впоследствии возможность преследовать в образовании и эстетические цели».

На учебу царских детей отводилось восемь лет, причем порой нагрузка доходила до 48 учебных часов в неделю — и два урока рисования все это время неизменно присутствовали в расписании. Лесной пейзаж работы 16-летнего Ники — явное тому доказательство. Любопытно, что в будущем этот навык пригодится императору и для практических целей: в Музеях Кремля сохранилась его записная книжка, где на 41-й странице он сделал 305 рисунков своих драгоценностей с подписями, кто что ему подарил. Этот ювелирный дневник он вел в течение 25 лет.


Георгий Александрович: опять морской пейзаж

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Великий князь Георгий Александрович. Лодка на воде. Государственный архив РФ

Братья Николая II, Георгий и Михаил, а также сестры Ксения и Ольга, разумеется, также учились рисованию. Всем детям преподавал академик Кирилл Викентьевич Лемох — впоследствии хранитель художественного отдела Русского музея.

Впрочем, мальчикам давали и другие уроки — они купались в море при 14 градусах тепла и учились стрелять с руки по мишеням. (А если что — то и наказывали: «Так как Георгий очень шалил за завтраком, то его повели в кусты, сняли панталоны и высекли веткой», — вспоминал его товарищ по играм Владимир Олленгрэн.)


Ольга Александровна: картины на продажу

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Ольга Александровна Куликовская (Романова). Африканская фиалка на подоконнике на фоне зимнего пейзажа. 1953. Музеи Московского Кремля

Из этих детей наиболее художественно одаренной оказалась великая княжна Ольга Александровна. Как она сама говорила, самым нарядным для нее было то льняное платье, в котором она становилась к мольберту. Живопись была для нее утешением: и во время первого неудачного брака с ледяным герцогом Петром Ольденбургским, и в революционные годы, когда она со вторым мужем, офицером Николаем Куликовским, и двумя младенцами сыновьями скрывалась в кубанских степях.

А в эмиграции — сначала в Дании, а потом в Канаде, Ольга Куликовская стала уже профессиональным живописцем в буквальном смысле: она рисовала акварели на продажу и кормила на эти деньги семью. Эта акварель с фиалками — один из самых нетипичных экспонатов Музеев Московского Кремля.


Елизавета Федоровна: портрет сестры

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Великая княгиня Елизавета Федоровна. Портрет Александры Федоровны. 1897. Царское Село

Великая княгиня Елизавета Федоровна, как и другие образованные барышни, рисовать умела. Продолжила она эти занятия и после свадьбы с великим князем Сергеем Александровичем (который и сам, кстати, учился живописи у Клодта и Неффа). Рисование это, впрочем, было вполне дамским, а не профессиональным: Елизавета Федоровна составляла букеты и их зарисовывала, иллюстрировала свои письма и украшала конверты.

Лучше всего, пожалуй, портрет сестры — императрицы Александры Федоровны. До 1941 года рисунок находился в Александровском дворце, но во время войны он был похищен. Не так давно он был возвращен в Россию гражданкой Германии, которая получила его в наследство.


Ольга Николаевна: пасхальный подарок

Вполне себе царское дело: Романовы-художники

Великая княжна Ольга Николаевна. Пасхальный рисунок. 1910. Государственный архив РФ

Дети Николая II, включая цесаревича Алексея, получили такое же академическое образование, как и предыдущее поколение. Все девочки писали изящные акварели с цветочками и милые пейзажи.

В Государственном архиве также сохранилось большое число «поздравительных открыток» — рисунков, которые дети создавали в подарок родителям. Особенно трогательны на таких рисунках подписи.


Обсуждение закрыто.