«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

Евгений Марчелли, художественный руководитель Ярославского театра имени Федора Волкова, рассказал порталу «Культура.РФ», почему не может быть Карабасом-Барабасом, есть ли для художника запретные темы и какое чувство хочется вернуть современным зрителям.

«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

— Евгений Жозефович, в феврале 2011 года вас назначили художественным руководителем Театра имени Федора Волкова в Ярославле. Вы собирались что-то изменить в работе театра, когда возглавили его? Что удалось сделать?

— Вопрос непростой… Прежде всего, мне хотелось вывести театр из театрального небытия, вернуть его на театральную карту страны. Чтобы здесь шли интересные, востребованные спектакли, привлекающие внимание и зрителей, и профессионалов. Чтобы критики писали о них, а фестивали приглашали.

— Волковский театр напоминает огромную театральную фабрику: в прошлом сезоне вы выпустили 10 премьер, в труппе театра — около 70 человек. Как удается обеспечить всех работой?

— Иногда я тоже понимаю, что у нас много производства, но стараюсь при этом строить отношения так, чтобы они оставались более человеческими. Стараюсь дать актерам как можно больше работы, поэтому у нас столько премьер. Тех, кто не занят в моих спектаклях, рекомендую приглашенным режиссерам. На Основной сцене работают известные режиссеры: в марте Владимир Алеников выпустил на премьеру «Девушку для прощания», Анджей Бубень в сентябре поставил «Шесть персонажей в поисках автора», Роман Мархолия выпускает «Братьев Карамазовых» (премьера состоится 24 ноября). А наша Малая сцена — экспериментальная площадка, которую мы зовем «центром Треплева». Проводим на ней лаборатории современной драматургии, приглашаем молодых режиссеров, которые ставят пьесы современных зарубежных и российских авторов. Если получаются интересные работы, продолжаем сотрудничество.

— Как вы выбираете, кого пригласить на постановку? Можете ли вы как худрук закрыть какую-то работу?

— Смотрю спектакли, сижу на лаборатории. Когда-то — в свое время и не в этом театре — я был более агрессивен в своих взглядах, и мне казалось, что, если спектакль не сложился, лучше его не играть. Сейчас я стал гораздо спокойнее. Бывает, что спектакль, который для меня не случился, становится для зрителей востребованным, идет долго и собирает полный зал.

«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

— Должен ли худрук театра быть диктатором?

— Все зависит от человека. Я не могу быть ни диктатором, ни Карабасом-Барабасом, ни бабаем. По-моему, отношения в театре должны быть основаны на дружбе и любви. Для меня это единственная правильная позиция. Конечно, актеры этим иногда пользуются, но нормальные человеческие отношения всегда дают потрясающий творческий результат во время работы.

— Заканчивая Ярославское театральное училище, вы думали, что когда-нибудь станете худруком Волковского театра?

— Даже мысли такой не было. С ужасом смотрел на традиционные постановки и серьезную, академическую манеру исполнения.

— Что привело вас в режиссуру? Как вы оказались в Ярославском театральном училище, где получили первое, актерское, образование?

— В режиссуру меня привела жизнь. Папа был музыкантом в драматическом театре в Бишкеке (тогда Фрунзе), и все мое детство прошло за кулисами. В юности работал осветителем, реквизитором, монтировщиком, радистом. И в какой-то момент подумал: а почему бы и мне не попробовать стать артистом? Поступал в Москве во все театральные вузы, везде пролетел, случайно узнал, что рядом, в Ярославле, есть театральное училище, приехал и поступил. И быстро понял, что мне гораздо интереснее организовывать чужие этюды и отрывки, чем играть самому. Практическую режиссуру у нас вел Фирс Ефимович Шишигин. Его сняли с должности главного режиссера Театра Волкова после очередного конфликта с отделом пропаганды, и он стал преподавать. Шишигин учил, как подойти к материалу, разобрать его в работе с артистами, и это меня увлекло. Стало понятно: это — моя территория. На четвертом курсе я поставил свой первый спектакль — водевиль «Майор Кравашон» Эжена Лабиша. Мы репетировали подпольно: самостоятельные работы запрещали, за постановку спектакля меня могли выгнать из училища. Но я решил показать его Шишигину. После показа он поздравил меня, сказал, что эта работа будет одним из дипломных спектаклей курса. И пожал мне руку. Кстати, Шишигин работал с Мейерхольдом. Так что меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие.

— В 1990-х вас тоже называли театральным авангардистом. Был момент, когда ваши постановки обвиняли в порнографии. Существуют ли для вас сейчас запретные темы?

— Чистая нелепость, никакой порнографии в спектакле не было. Просто мы попали в очередной виток организационной борьбы неизвестно с чем. Да и авангардистом я себя не считаю. Просто в свое время боролся с театральной рутиной. Но мне кажется, что запретов для художника нет. Меня не смущает ни ненормативная лексика, ни обнаженные тела.

«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

— Что вам сейчас нравится в современном театре — и как зрителю, и как режиссеру? Что бы вы рекомендовали посмотреть?

— Непростой вопрос… Для меня современный театр — это театр живой. Живой спектакль может родиться и в академическом театре, и в крошечном театре-студии. Если это случилось, не важно, сколько средств на него истрачено и какие актеры в нем играют.

Мне нравятся спектакли Константина Богомолова — он работает на незнакомой мне территории, спектакли Юрия Бутусова. Нравится, что у молодых режиссеров пропал страх, что сделаешь ошибку, что-то не случится, не получится. Они работают в свое удовольствие с наглым, немного бессовестным бесстрашием. Но есть ощущение, что театр сейчас раскачивает то в одну, то в другую сторону. Идет естественное брожение, поиск. Жаль только, что принципиально нового, такого, чтобы меня тронуло, очень мало. Молодые режиссеры — как бегуны на короткую дистанцию. Они хотят обязательно стать знаменитыми. Занимаются стебом, изобретением приколов и штучек просто ради того, чтобы о них заговорили. Жаль, что становится все меньше театра, который может воздействовать на зрителя через рассказ о человеке.

— Современные технические средства, которые вы использовали в «Утиной охоте» в Театре имени Ермоловой, такому рассказу не мешают?

— Наоборот, помогают. Благодаря видеосъемке крупных планов и микрофонам история взаимоотношений между людьми рассказана искренне, как в жизни. Артисты в «Утиной охоте» разговаривают естественными голосами, без посыла, которому учат. Проще говоря, нет необходимости орать так, чтобы их услышал зритель в 28-м ряду. Лица актеров на экране приближают зрителя к происходящему на сцене, действие становится более живым. Без этой современной техники зрители не попали бы в энергетическое поле спектакля.

— С кем вам интереснее работать — с ярославской труппой или с новыми актерами?

— Знаете, главное в театре — поиск общего театрального языка. Каждый режиссер обращает артистов в свою театральную веру, и с единоверцами работать гораздо интереснее. Встречаясь с незнакомыми актерами, тратишь много усилий на то, чтобы договориться, по каким театральным законам мы будем работать.

«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

— Вы часто ставите спектакли в Москве. Нет желания сюда перебраться?

— Не могу сказать, что часто работаю в Москве. В конце 1990-х поставил два спектакля в Театре Вахтангова, недавно еще два — «Утиную охоту» и «Грозу» в Театре наций. И хотя географическое место проживания не имеет для меня значения, я вдруг подумал, что люблю наш театр, город, в котором живу, артистов, а работа приносит радость. Чтобы уйти на другую территорию, должны быть очень серьезные причины.

— Но вы же сняли несколько сериалов как кинорежиссер. Как вы попали в кино?

— Кинокомпания «Амедиа» предложила мне стать режиссером сериала «Любовь как любовь». Так я нечаянно прорвался в кино. Мне было интересно: что это за вид деятельности? Как работают режиссеры? Как снимать пять серий в неделю? Работа меня захватила, а вскоре пригласили стать главным режиссером фильма «Татьянин день», (планировалось более 200 серий и несколько лет работы). Я отработал весь период запуска картины, кастинг, пробы, но перед первым съемочным днем у меня случился инфаркт. Когда пришел в себя после болезни, снял еще два фильма: комедию «Река-море» и детектив «Танец горностая» кинокомпании «Синемафор». Зрители увидели эти картины, я приобрел опыт работы и кино. Но для себя я понял, что мне это неинтересно. В кино важнее всего технологии и монтаж. А в театре режиссер занимается чем-то живым, иррациональным.

— Ваш спектакль «Нам не страшен серый волк» («Не боюсь Вирджинии Вульф») в этом году номинирован на «Золотую маску». В одном из интервью вы сказали: «Вирджиния Вульф — это история про меня». Почему главная тема вашего спектакля — история взаимоотношений мужчины и женщины, которые любят друг друга, но никак не могут понять?

— Любая история, которую я делаю, — всегда про меня. Это касается каких-то личных душевных и духовных струн и переживаний. Подключаю собственный жизненный опыт, пережитые ситуации, говорю о том, что меня волнует. Репетируя «Вирджинию Вульф», я пытался разобраться: почему человек так трагически устроен? почему обречен на то, чтобы никогда не быть счастливым? Даже если кого-то по-настоящему любишь, собственный эгоизм и проблемы — материальные, бытовые, психологические — способны превратить жизнь в ад. Почему даже из мечты о гармонии возникает хаос? Почему любовь не может спасти от страха смерти, от одиночества? Как выйти из этой ситуации? Мне хочется рассказать об этом, а не о том, что бывают семьи более благополучные и не очень.

«Меня отделяет от Мейерхольда всего одно рукопожатие»

— Ваша жена Анастасия Светлова (Вирджиния) номинирована на лучшую женскую роль. Она играет заглавные роли во многих ваших постановках. Репетировать с ней проще или сложнее?

— И проще, и сложнее… Мы много лет вместе и понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда и без слов. Анастасии на репетиции можно предложить самую нелепую идею — и она покажет что-то уникальное, мощное. И сложнее, потому что Анастасия — невероятно талантливая актриса. И у меня начинаются комплексы: кажется, что она должна работать с более талантливым режиссером. Знаете, я заметил, что многие артисты со временем перестают мечтать о ролях. Им хочется работать с каким-то определенным режиссером. Они готовы сыграть у Роберта Уилсона ромашку или ворону на дереве, а с кем-то даже под расстрелом не будут репетировать Гамлета или леди Макбет.

— У вас есть возможность репетировать спектакль, пока вы не решите его выпустить. Но с постановкой «Нам не страшен серый волк» все было по-другому. Вы приступили к репетициям, а на первые показы уже продавались билеты. Почему?

— Конечно, интересно репетировать спектакль годами, но иногда я загоняю себя в ситуацию, когда выбора нет. Так я борюсь со своей ленью, инерцией, апатией. Чтобы творчески мобилизоваться, прошу открыть продажу билетов на спектакль, хотя репетиции только начались. Понимаю: назад хода нет — и заставляю себя работать.

— На закрытии прошлого сезона вы сказали, что хотите поставить сказку для детей. Уже приступили к репетициям?

— Да, я репетирую сейчас «Чудеса на змеином болоте» Юлия Кима, которую зрители увидят в декабре. И мечтаю поставить сказку, в которой была бы крутая сценография, превращения и чудеса. В детстве я смотрел в театре во Фрунзе сказку «Тайна черного озера», восторгался, плакал, и помню это ощущение чуда на сцене. Хочется вернуть его зрителям.

Фотографии предоставлены Российским государственным академическим театром драмы имени Ф. Волкова

Беседовала Ольга Романцова


Обсуждение закрыто.