Мюзиклы советской сцены

Мюзиклы советской сцены

Мюзиклы советской сцены

Оперетта. «Театры радости» и история легкого жанра в России.

Текст, музыка, танец. Комедийное сценическое действо, в котором то поют, то говорят, то танцуют. Изначально в России был водевиль — музыкально раскрашенная пьеса. К середине ХIХ века первую скрипку в легком жанре заиграло музыкальное произведение. Подробнее о легком жанре на отечественной сцене — Наталья Летникова.

Оперетта — «младшая легкомысленная сестра» оперы. Красочная, веселая, искрометная. Оркестровые партии полегче, амплуа героев расписаны как по нотам: сразу ясно, кто герой, кто злодей, а кто красавица. За ариями не забывают про разговоры, и непременно — счастливый конец.

Появился жанр в музыкальной Европе — Австрии, Германии, Франции. Француз Жак Оффенбах считается его основоположником. «Прекрасная Елена» Оффенбаха стала опереточной премьерой России. В 1868 году спектакль вышел на сцене Александринского театра. До этого момента оперетты представляли лишь заезжие иностранные труппы.

В Москве за новый жанр взялись в саду «Эрмитаж». Появилась антреприза Михаила Лентовского. Успех был ошеломляющим. Легкий жанр покорил и молодого тогда Константина Станиславского. Увлечение будущего мэтра театром началось именно с оперетты. Константин Сергеевич выступал в этом жанре наряду с Верой Лядовой, Верой Комиссаржевской, Константином Варламовым.

Летучая мышь
Летучая мышь
Московская оперетта
1984

139 мин

Изначально пели и танцевали под западные сочинения. Одна из самых популярных оперетт — «Летучая мышь». Признание у советского зрителя музыкальная история, написанная Штраусом за шесть недель, получила не сразу. Первое представление 1933 года в Московском театре оперетты было принято прохладно. Громкий успех «Летучую мышь» ждал только спустя 20 лет после премьеры и в другой редакции.

Оперетта «Летучая мышь». Московский государственный академический театр оперетты, 1974 год. Фотография: ТАСС

Оперетта «Летучая мышь». Московский государственный академический театр оперетты, 1974 год. Фотография: ТАСС

Оперетта «Летучая мышь». Московский государственный академический театр оперетты, 1974 год. Фотография: ТАСС

Оперетта «Летучая мышь». Московский государственный академический театр оперетты, 1974 год. Фотография: ТАСС

Настоящий расцвет нового вида искусства пришелся на эпоху нэпа. Легкий жанр вошел в число любимых развлечений состоятельного сословия. Появились театры оперетты. Один из первых — в Хабаровске — открыл двери под арии из «Сильвы» Имре Кальмана. Новый храм искусства тут же окрестили «театром радости». Публика повалила валом неслучайно: за дело взялся Дмитрий Джусто, начинавший свой творческий путь в московском театре «Эрмитаж» и петроградском «Палас-театре». Звучала музыка Франца Легара, Имре Кальмана и первых отечественных композиторов легкого жанра, в том числе — Исаака Дунаевского.

Оперетта «Сильва», Хабаровский краевой музыкальный театр

Оперетта «Сильва», Хабаровский краевой музыкальный театр

Оперетта «Сильва», Хабаровский краевой музыкальный театр

Оперетта «Сильва», Хабаровский краевой музыкальный театр

Постановка «Женихи» по Дунаевскому принесла успех тогда еще молодому Московскому театру оперетты. На афише появились новые имена: Николай Стрельников, Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Юрий Милютин.

«Легкий» жанр не означает «легкомысленный». Во время Великой Отечественной войны советские театры отдавали предпочтение патриотическому репертуару. С большим успехом на сценах страны шли «Девушка из Барселоны» (1942), «Раскинулось море широко» (1942), «Табачный капитан» (1944).

Девичий переполох
Девичий переполох
Московская оперетта
1975

132 мин

Ленинградский театр музыкальной комедии не закрывался даже в блокаду и поддерживал своими спектаклями дух жителей осажденного города. 12 премьер, тысяча спектаклей… В 1945 году актеры театра встретили Победу премьерой оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох». Советский композитор пересказал музыкальным языком комедию русского драматурга Виктора Крылова. В этом же году премьеры прошли в Челябинске и Свердловске.

Широкая публика полюбила оперетту благодаря многочисленным телеверсиям самых известных спектаклей. Ведущая партия большинства романтических героинь принадлежала лирическому сопрано Татьяны Шмыги. Актриса пела на сцене Московского театра оперетты — и едва ли не в каждом доме.

Татьяна Шмыга

Татьяна Шмыга (справа) и Нина Куролесина в сцене из оперетты «Девичий переполох»,1973 год. Фотография: ТАСС

Татьяна Шмыга

Татьяна Шмыга в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», 1968 год. Фотография: ТАСС

Оперетта по-советски — больше чем просто куплеты о любви. Отечественные авторы придавали развлекательному жанру сатирические нотки, пародийность и даже элемент агитации. Массовая песня в едином порыве впоследствии выросла в особый жанр музыкальных комедий. С легкого пера Дунаевского, помимо арий из «Золотой долины» (1937), «Вольного ветра» (1947), «Белой акации» (1955), гремела «Широка страна моя родная». Музыка, полная оптимизма, звучала с экранов: фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Веселые ребята»… Те же оперетты о любви, ставшие новым жанром — музыкальной кинокомедией.


Обсуждение закрыто.