«Театры не появляются по воле одного человека»

«Театры не появляются по воле одного человека»

Дмитрий Брусникин был актером, режиссером и театральным педагогом. Он не только снимался в кино, ставил спектакли, но и создал свою «Мастерскую», возглавлял экспериментальный театр «Практика». Знакомимся с творчеством Брусникина и историей его коллектива.

«Театры не появляются по воле одного человека»

Дмитрий Брусникин. Фотография: celebrity.moscow

Брусникин родился 17 ноября 1957 года в Потсдаме (Германия). Из-за работы отца (он был военнослужащим) семья часто переезжала — Брусникин поменял более десяти школ. Вслед за старшим братом он поступил в Московский институт электронной техники в Зеленограде, однако вскоре оставил учебу. В 1975 году он стал выступать на сцене Народного театра — там же, в Зеленограде. В 20 лет Брусникин по совету актера и педагога Виктора Коршунова решил поступать в театральный. Он подал документы в Щепкинское и Щукинское училища, Школу-студию МХАТ. Везде его приняли, но свой выбор он остановил на школе-студии — поступил на курс к Олегу Ефремову.

Смотрите телеспектакль «Рудольфио», в котором Брусникин сыграл главную роль

Уже через два года, в 1980-м, Дмитрий Брусникин получил свою первую роль: на Малой сцене МХАТа он сыграл Александра Ульянова в спектакле «Путь». В труппу театра его приняли сразу после окончания актерской школы, тогда же он стал и преподавать в школе-студии. Он сыграл более двух десятков театральных ролей — был занят в спектаклях «Валентин и Валентина», «Евгений Базаров», «Дядя Ваня», «Иванов» и других.

Дебют в кино состоялся в 1984 году — Брусникин снялся в картине «Отряд» режиссера Алексея Симонова. Всего он сыграл в более чем 30 фильмах и сериалах: «Марш Турецкого», «Самая красивая», «По зову сердца», «Летнее происшествие», «Петербургские тайны», «Любовь на острие ножа». В конце 1980-х Брусникин работал в театре-студии «Человек». На его сцене он поставил свой первый спектакль — «В ожидании Годо» по пьесе ирландского писателя Сэмюэля Беккета.

Спектакли он ставил и на сцене МХТ имени Чехова. В его режиссуре появились постановки «Платонов», «Плач в пригоршню», «Гроза». За спектакль «Он в Аргентине» по произведению Людмилы Петрушевской Брусникин получил премию Олега Табакова.

«Театры не появляются по воле одного человека»

Дмитрий Брусникин. Фотография: news.ru

Вместе с Романом Казаковым Брусникин преподавал дисциплину «Актерское мастерство» в Школе-студии МХАТ. Выпускниками их первого набора были Сергей Лазарев и Екатерина Соломатина, Анастасия Скорик, Юрий Квятковский и другие. Но особенно отличился выпускной курс 2015 года, который еще во время учебы стали называть «Мастерской Дмитрия Брусникина».

Я придерживаюсь такой точки зрения, что театры не появляются по воле одного человека. Они появляются в силу каких-то загадочных обстоятельств. Если говорить пафосно — значит, что время пришло. Время пришло именно этому поколению держаться группой и заявлять о себе не персонифицированно, а как некий коллектив.
Дмитрий Брусникин
Подробнее о театре «Практика» читайте в материале

«Мастерская» заявила о себе на втором курсе — студенческий спектакль «Это тоже я. Вербатим» смог конкурировать с постановками профессиональных театров. Серию этюдов, в основе которых интервью с простыми людьми, горожанами, называли Гимном России. Материалы для своих спектаклей брусникинцы собирали и в разговорах с пожилыми деятелями театра (спектакль «До и после»), и в диалогах с попутчиками (постановка «Транссиб»). «Мастерская Дмитрия Брусникина» всегда реагировала на события в общественной жизни, на то, что происходит прямо сейчас.

Думаю, что спектакль «Это тоже я» сильно повлиял на ребят. Мы его делали всей командой педагогов. Мы впервые ввели в систему обучения школы-студии вербатим как таковой. Много лет назад я приносил вербатим как технологию в школу-студию, когда меня познакомил с ней ныне ушедший Миша Угаров и группа людей, которые занимались тогда документальным театром. Тогда, когда мы принесли эту технологию собирания текста, у студентов это не вызвало никакого интереса — не пошло. А спустя почти пятнадцать лет сработало. «Это тоже я» сильно повлиял на формирование «Мастерской».
Дмитрий Брусникин

«Театры не появляются по воле одного человека»

Дмитрий Брусникин. Фотография: profi-news.ru

Брусникинцы поставили спектакли «Кандид» и «Второе издание», «Война еще не началась» и «Не про это», «Сван» и «Бы». Постановки «Мастерской» каждый раз проходили в разных местах — в «Боярских палатах», в «Театре.doc», на заводе «Кристалл».

В 2015 году Брусникина назначили заместителем художественного руководителя Московского драматического театра «Человек». Его «Мастерскую» в полном составе зачислили в труппу театра. В 2018 году брусникинцы, снова в полном составе, перешли в театр «Практика», Дмитрий Брусникин стал его художественным руководителем, но новый сезон театр встретит уже без него.

Автор: Евгения Ряднова


Обсуждение закрыто.